Методическая разработка игры КВН по математике
Орлова Людмила Ивановна,
преподаватель математики ГБОУ НПО ЭМПЛ
Санкт-Петербурга
Цели игры:
· Пробудить математическую любознательность и инициативу;
· Развить устойчивый интерес к математике;
· Способствовать развитию познавательных процессов у учащихся, развивать внимание, память, наблюдательность, сообразительность, творческое мышление;
· Закрепить навыки, полученные на уроках математики;
· Развить интуицию, эрудицию и владение методами математики;
· Привить навыки самостоятельного решения задач, научить учащихся делать умозаключения, выводы;
· Воспитать культуру математического мышления, коллективизм, терпение и настойчивость.
|
План мероприятия |
Время |
|
I. Представление команд, жюри, счетной комиссии |
5 мин. |
|
II. Этапы игры |
|
|
1. Приветствие команд |
10-15 мин. |
|
2. Разминка |
10-15мин. |
|
3. Викторина |
20 мин. |
|
3а. Игра с болельщиками |
|
|
4. Искусствоведческий конкурс |
10 мин. |
|
5. Математическая «дуэль» |
10-15 мин. |
|
6. Конкурс «геометрия с закрытыми глазами» |
10 мин. |
|
7. Спортивный конкурс |
10 мин. |
|
8. Конкурс капитанов |
10 мин. |
|
9. Конкурс художников |
5 мин. |
|
10. Конкурс поэтов |
5 мин. |
|
III. Подведение итогов. Подсчет баллов. Награждение. |
10-15 мин. |
|
Всего |
2ч-2ч. 15 мин. |
Девиз игры:
«Если вы хотите научиться плавать, то смелее входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Д. Пойа
Ход игры:
I. Звучит музыка: «Мы начинаем КВН».
Учитель представляет команды, участвующие в игре, членов жюри, счетную комиссию и своих помощников.
В каждой команде по 8 человек от группы, остальные - болельщики. Оговариваются правила поведения, и капитаны тянут жребий, определяя очередность выступления команд.
II. 1.Приветствие
Команды по очереди выступают, представляя свой девиз, эмблему, приветствие сопернику и плакат с высказыванием о математике.
2. Разминка.
Условия разминки:
Вопросы задаются устно каждой команде по очереди. Время обдумывания 30 секунд, после чего право ответа переходит к команде соперника. Возможна помощь болельщиков, если ни одна команда не дала правильный ответ. Очки засчитываются на счет той команды, чей болельщик ответил.
Вопросы разминки
|
№ команды |
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
Сколько лет спал Илья Муромец? |
33 года |
|
2 |
Какой вал изображен на картине Айвазовского? |
девятый |
|
1 |
Сколько пальчиков на руках у четырех мальчиков? |
40 |
|
2 |
Сколько ушек у трех старушек? |
6 |
|
1 |
Какой из знаков, применяемых в арифметике, следует поставить между 4 и 5, чтобы получить число больше 4 и меньше 5? |
запятую |
|
2 |
Как увеличить число 666 в полтора раза, не делая никаких вычислений? |
перевернуть |
|
1 |
У каких двух натуральных чисел частное равно их разности? |
4 и 2 |
|
2 |
Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Назовите их. |
1, 2, 3 |
|
1 |
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? |
11 |
|
2 |
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина книги, если в ней 240 страниц? |
2 см. |
|
1 |
Летели 3 мухи. Когда они окажутся в одной плоскости? |
Всегда в одной плоскости |
|
2 |
У крышки стола 4 угла. Если один из углов отпилить, сколько станет у крышки углов? |
5 |
|
1 |
Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька 8-я? |
15 |
|
2 |
Во сколько раз лестница на 6-й этаж длиннее лестницы на второй этаж этого же дома? |
В 5 раз |
|
1 |
Город, состоящий из 101 имени. |
Севастополь |
|
2 |
Остров, который жалуется на свою величину. |
Ямал |
|
1 |
Какое число делится на все числа без остатка? |
0 |
|
2 |
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? |
сумма |
|
1 |
Как в старину назывались 10 копеек? |
гривенник |
|
2 |
В первых учебниках математики встречается понятие «ломаные числа». Что это за числа в современном математическом языке? |
дроби |
«Вопрос на засыпку»:
Поблизости один от другого расположены два населенных пункта А и В. Все жители А говорят правду, а жители В все лгут. Жители А и В посещают друг друга. Вы находитесь в каком то из этих пунктов. Какой вопрос (только один) вы можете задать первому встретившемуся человеку, чтобы по ответу на этот вопрос вы могли установить пункт А это или В.
Ответ: Вы живете в этом городе? Если ответ «да»- это пункт А, если ответ «нет» это пункт В.
Примечание: если участники не могут ответить на этот вопрос сразу, то разрешается подумать над ним до конца игры. Допускается помощь болельщиков.
3. Викторина
Условия викторины:
Задание выдается на листах для каждого игрока. Решения и ответы в письменном виде предоставляются жюри по истечении указанного времени.
Задачи на викторину
1. В листке, вырванном из школьной тетради, прорезать такую дыру, в которую влезет взрослый человек.
2. В уравнении (х2+…)(х+1)=(х4+1)(х+2) одно число стерто и заменено точками. Найдите стертое число, если известно, что один из корней уравнения равен 1.
3. Петя тратит
часть своего времени на занятия в лицее,
на игру в футбол,
на компьютерные игры,
на просмотр телевизионных передач,
на решение задач по математике. Можно ли так жить?
4. Какое из указанных чисел наибольшее ..
, (33)3, 333
5. Чему равна площадь закрашенного квадрата

6. Как при помощи двух нитей столяр может проверить, лежат ли концы четырех ножек стола в одной плоскости?
7. Маша написала шестизначное число. В записи этого числа, между двумя единицами стоит одна цифра, между двумя двойками - две, между двумя тройками три цифры. Напишите и вы такое число.
8. На стене висит мужской портрет. Математик сказал: Отец висящего есть единственный сын отца говорящего». Кто изображен на портрете?
9. В равенстве из спичек
допущена ошибка. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
10. Записать число 37 при помощи 5 троек.
11. На часах ровно 8 часов. Чему равен угол между стрелками.
12. Вам нужно выпить ровно полстакана волшебного напитка. Как отмерить ровно полстакана волшебной жидкости.

13. ABCD- прямоугольник, состоящий из 6 квадратов со стороной 3. Найдите длину отрезков DP и PO.

· Пока команды решают задачи викторины, болельщикам предлагается сыграть в игру «Веселый счет».
Условия игры:
Игроки по очереди называют числа от 1 до 30. Игрок, которому выпало назвать число, в котором есть цифра 3, или число, делящееся на 3, говорит вместо названия числа: «ай да я». Тот, кто ошибся, выходит из игры. Побеждают те болельщики, у которых выбыло меньше игроков и которые раньше закончили счет.
Команде, болельщики которой победили, прибавляется 5 баллов.
Игру с болельщиками проводят помощники (одновременно с болельщиками первой и второй команд).
· Болельщикам предлагается вспомнить пословицы, поговорки и загадки, в которых встречаются числительные.
Одна пословица - один балл.
· Ответить на вопрос: в каком выражении о любви встречаются математические термины «больше» и «меньше»?
Ответ: Чем больше женщину мы любим,
Тем меньше нравимся мы ей.
4. Искусствоведческий конкурс.
Командам выдаются листы с числами от 1 до 20. Напротив каждого числа написать название фильма, где это число встречается.
Примечание: можно записать напротив одного числа названия нескольких фильмов.
5. Конкурс «Мы вам - вы нам»
(Математическая «дуэль»)
Вопросы друг другу задают команды-соперники. По три вопроса (задачи) в письменном виде. Экземпляры своих вопросов и ответов к ним команды предоставляют жюри.
Первое задание сопернику: взять по одному слогу из указанных слов и составить математический термин.
Второе задание сопернику: угадать, что в чёрном ящике. Например: одна команда свой предмет (параллелограмм) зашифровала в виде ребуса, а вторая описала предмет (книгу) с точки зрения геометрии.
Третье задание – это задача, не требующая длительных расчетов. Например: первая команда представила задачу со спичками, а вторая задачу – математический софизм «найдите ошибку».
По окончании «дуэли» выдаётся задание на конкурс поэтов (№10).
6. Конкурс «Геометрия с закрытыми глазами»
· Перед началом конкурса предлагается разгадать шарады-загадки.
Какие фигуры разговаривают между собой?
- Хоть стороны мои попарно и равны, но все же я в печали, что не равны мои диагонали.
Ответ: параллелограмм.
- А у меня притом равны и диагонали, углы они мне делят пополам, на части равные разбит я сам.
Ответ: квадрат.
· Задание: С завязанными глазами игрок должен разделить на три кучки три вида четырехугольников.
Побеждает та команда, игрок которой быстрее и без ошибок выполнит задание.
7. Спортивный конкурс.
Задание: Кто дальше плюнет пустышку.
Определить «на глаз» расстояние до пустышки.
Чья пустышка улетит дальше тому 3 балла.
Кто даст более точный ответ получает 3 балла.
8. Конкурс капитанов.
Первое задание:
Расшифровать высказывание Ломоносова (выдается на листах).
|
|
3,4 |
2,1 |
2,4 |
2,1 |
3,5 |
|
|
||
|
2,5 |
2,6 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
3,5 |
||||
|
2,6 |
3,2 |
2,2 |
1,1 |
|
|||||
|
3,3 |
2,1 |
1,5 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
||||
|
2,4 |
1,1 |
3,1 |
1,4 |
2,4 |
1,1 |
3,1 |
2,1 |
2,2 |
1,1 |
|
|
|
1,4 |
1,4 |
|
|
||||
|
1,3 |
2,3 |
1,1 |
1,5 |
||||||
Шифр:
|
1 |
а |
в |
г |
е |
з |
|
|
2 |
и |
к |
л |
м |
п |
р |
|
3 |
т |
у |
ф |
х |
я |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Второе задание:
Игра кто быстрее найдет и зачеркнет все цифры от 1 до 23, написанные в разбитом на разные части квадрате.
9. Конкурс художников.
Задание: Нарисовать портрет ученика, используя максимальное количество фигур, математических знаков и символов.
На магнитной доске с двух сторон закрепляются два плаката. По одному участнику от команды одновременно начинают рисовать.
10. Конкурс поэтов.
Задание: Сочинить буриме (стихи) на заданные рифмы:
Пять
Опять
Раз
Вас
Заключительное слово учителя.
Учитель благодарит участников за игру. И читает своё буриме на заданные рифмы:
Не все вы учитесь на пять,
Но в этом классе вы опять.
Вы в этом классе сотый раз.
И рады мы увидеть вас.
III. Жюри подсчитывает баллы набранные командами и объявляет результаты игры. Победители награждаются.
Таблица для подсчета баллов.
|
Номер задания |
Задание |
Максимально баллов |
Первая команда |
Вторая команда |
|
1 |
Девиз и приветствие |
5+5 |
|
|
|
Название |
5 |
|
|
|
|
Плакат и эмблема |
5+5 |
|
|
|
|
2 |
Разминка |
1 ответ - 1 балл |
|
|
|
3 |
Конкурс болельщиков: |
|
|
|
|
а) Веселый счет |
5 |
|
|
|
|
б) Пословицы и поговорки |
1 пословица-1 балл |
|
|
|
|
4 |
Решение задач викторины |
Баллы указанны в задании |
|
|
|
5 |
Искусствоведческий конкурс |
1 ответ-1 балл |
|
|
|
6 |
Математическая «дуэль»: |
|
|
|
|
а) Вопросы |
6 |
|
|
|
|
б) Ответы |
9 |
|
|
|
|
7 |
Геометрия с закрытыми глазами |
5 |
|
|
|
8 |
Спортивный конкурс: |
|
|
|
|
а) Чья пустышка улетит дальше |
3 |
|
|
|
|
б) Кто точнее угадает расстояние |
3 |
|
|
|
|
9 |
Конкурс капитанов: |
|
|
|
|
а) Шифровальщик (кто быстрее) |
5 |
|
|
|
|
б) Игра |
5 |
|
|
|
|
10 |
Конкурс художников |
5 |
|
|
|
11 |
Конкурс поэтов |
6 |
|
|
Итоговое количество баллов:
