Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Задачи учителя при системно-деятельном
подходе в обучении математике

Котова Наталья Николаевна

В настоящее время школа ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека-исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека способного самостоятельно учиться и иногда переучиваться. А для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накопленных знаний впрок, а проявление и возможность использовать не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Математика – это фундаментальная наука. Основа математической грамотности закладывается в школе. Фраза «изучить математику» не означает вызубрить правила, формулы и алгоритмы. Даже зная их и не имея представления, где их применить, любого приведет к затруднениям при решении примеров и задач.

Мы хотим привлечь интерес большего количества учеников к своему предмету? Хотим, чтобы они полюбили наш предмет и шли к нам на урок как на праздник, а не со словами «опять эта математика»? Для этого у нас есть возможность строить уроки в соответствии с требованиями ФГОС на основании системно-деятельстного подхода.

Какие требования предъявляет ФГОС ООО к школьному курсу математики?

Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Содержательный компонент программы («Чему учить?) существенно не меняется. Второй вопрос- как учить? «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» - писал Шота Руставели.

 

Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса. Сравним

Средства- способы осуществления деятельности.

 

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные, предесмотренные учителем.

Действия- основной элемент деятельности.

Вариативные, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний.

Результат- конечный продукт.

Позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами.

Оценка-критерий достижения цели.

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Самоопределение деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний .

8. Рефлексия деятельности.

Самое трудное для педагога-это подбор заданий для проблемных ситуаций. Подготовка проблемного урока занятие непростое, но во многих образовательных моделях проблемная технология уже заложена.

Уже есть учебники математики, которые выстроены так, что обеспечивают открытие знаний учащимися. Методические рекомендации для учителей предполагают готовые разработки проблемных уроков. От педагога требуется точно понять и грамотно воплотить авторский замысел.

1 .Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).

  1. Связь с практикой, с реальными проблемами окружающего нас мира.

  1. Реализация приемственности содержания между начальной и средней школой.

  2. Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.

Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как она позволяет :

А) детям:

Б) учителю:

Такую педагогическую задачу можно решать с помощью проектных задач.

Все основные особенности можно свести к самому главному – к уроку.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

 

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Самое важное - мы должны создать условия для развития каждого ученика. Таким условием относится урок, требования к его проведению.

Многие особенности преподавания математики будут зависеть от требований к результатам , к структуре, к условиям ООП. По каким УМК будет вестись преподавание и от самого педагога.

Мир стремительно меняется, третье тысячелетие человечество встречает как эру информационных технологий. Теперь компьютер и глобальная связь становятся неотъемлемыми атрибутами повседневной жизни. Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от предыдущих. Вместе с этим меняется и школьный мир. С каждым днем учителю все сложнее и сложнее становится удержать внимание учеников с помощью мела и доски. Ученики не представляют себе жизнь без информационных технологий. И именно поэтому каждый учитель должен уверенно чувствовать себя в этом прогрессе. Ведь только учитель, идущий в ногу со временем, будет пользоваться, куда большим почетом и уважением у учеников.

Заключение.
В силу новизны для школы вероятностно-статистического материала и отсутствия методических традиций возможна вариативность при его структурировании. Начало изучения соответствующего материала может быть отнесено к 7–9 классам. Кроме того, его изложение возможно как в рамках курса алгебры, так и в виде отдельного модуля. Последний вариант может быть реализован только при условии увеличения числа часов на математику по сравнению с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана.

Литература:

1. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.

2. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевской и коперниковой. - М.-Л., 1948.

3.  Хинчин А.Я. О развивающем эффекте уроков математики /Математика в школе. – 1962. – № 3. – С. 30–44.

4. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.