Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Компетентностный подход при решении межпредметных задач

 в основной школе

 

Удалова Елена Михайловна

учитель математики ГБОУ СОШ № 579

Санкт-Петербург

Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан новый образовательный стандарт, названы:

Под ключевыми компетентностями будем пониматьспособность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем в учебной и других сферах деятельности. Речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном приобретении и применении знаний, решении задачи: уточнении её условий, поиске способов решения, оценке результата [1].

Выделяются следующие группы ключевых компетентностей: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, социально-трудовые [2].

Помимо ключевых компетентностей, общих для всех предметных областей, общепредметных компетентностей, выделяются предметные компетентности- этоспецифические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

В частности, математическая компетентность — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетентность учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

К формированию ключевых компетентностей приводит развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями обеспечивает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Компетентностный подход реализуется в обучении решению задач, в том числе межпредметных, и способствует формированию у обучающихся умений определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими участниками образовательного процесса.

Особенностью межпредметных задач является формирование способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, при реализации своих конкретных индивидуальных способностей. Когнитивный аспект межпредметных задач – это изучение способов и приобретение опытаразрешения возникающих проблем, овладением навыка работы с первоисточником. Решение такого рода задач обеспечивает учащимся достаточно высокую степень деятельностной самостоятельности, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов.

На примере такого рода задач можно проследить, как содержание задачи ориентировано на достижение образовательных результатов, развитие универсальных учебных действий, включая формирование и развитие компетентностей обучающихся.

Список литературы.

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.// Школьные технологии. – 2004. - №5.
  2. Хуторской  А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы.// Народное образование. – 2003. – № 2.