Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подготовка к олимпиадам по математике
(из опыта работы)

Чуйкова Елена Николаевна,
учитель математики ГБОУ школы № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга.
 
Олимпиады являются наиболее массовой формой работы с учащимися, проявляющими интерес к математике. Как успешно подготовить детей  к олимпиаде? На этот вопрос приходится отвечать каждому учителю в начале учебного года.
Олимпиада является одной  из наиболее распространенных форм внеурочной работы по математике.
Целями проведения математических олимпиад являются:
  1. расширение кругозора детей;
  2. развитие интереса;
  3. повышение интеллектуального уровня развития учащихся;
  4. своевременное выявление способных, талантливых детей.
Умение решать олимпиадные задание является одним из показателей математической одаренности. Участие в олимпиадах готовит учащихся к жизни в современных условиях конкурентной борьбы. Не составит большого труда привлечь к такой работе высокомотивированных, талантливых учащихся.
На сегодняшний день школа не является единственным источником информации. Очень много различного интересного материала можно найти дополнительно. Задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить таких учащихся и вовремя начать подготовку.  Для учащегося важно не только иметь математические способности, но и знать основные типы олимпиадных заданий. Такая работа со стороны учителя должна иметь систематический характер, и начинать её лучше сразу с начала учебного года.
Всегда можно найти время на уроке для развивающих задач. Ученики, справившиеся с заданием, могут представить решение в письменном виде и получить отметку. По каждой теме  можно составить систему задач. Например, в 5 классе при изучении темы «Натуральные числа» можно предлагать задания следующего вида: в записи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 поставьте между некоторыми цифрами знак + или – так, чтобы в результате арифметических действий получилось число 100» и т.д.  При изучении степеней с натуральным показателем можно предлагать для решения следующие задачи: сравните 6523 и 25317 или на какую цифру оканчивается число 20072006?  Заполнение магических квадратов увлекательно и тоже идет на пользу.  В учебнике «Математика» А. Г. Мерзляка такая уровневая дифференциация представлена, что позволяет формировать у школьников познавательный интерес к математике.
Все предлагаемые задачи должны быть посильными для учащихся. Они не должны быть слишком простыми, и  в то же время они и не должны быть слишком трудными, это не приведет к активной мыслительной деятельности. Очень хорошо учащиеся 5-6 классов воспринимают домашние задания по составлению задач по пройденной теме, что способствует развитию самостоятельности, глубины мышления. Целесообразно иногда  предлагать задачи для самостоятельного решения с заранее намеченным планом решения. Это позволит сконцентрировать внимание на важных моментах.
Если в классе лишь немного увлеченных математикой, то лучше составить индивидуальный план на каждого, где указать основные мероприятия, в которых необходимо поучаствовать. Каждый талантливый обучающийся должен быть под строгим вниманием.
Олимпиады можно предлагать и для домашнего решения. Здесь обучающиеся могут воспользоваться различной дополнительной литературой.  Иногда поступаю следующим образом: для решения некоторой задачи назначаю ответственных, после обсуждений им должен быть предложен план решения той или иной задачи. Затем выдаю правильное решение, учащиеся должны увидеть свои ошибки и скорректировать свое решение.
В настоящее время предлагается очень много заочных олимпиад, они очень популярны. Участием в них не стоит пренебрегать. Такие олимпиады расширяют кругозор, позволяют самоопределиться. Участие и победа в таком мероприятии может послужить импульсом к дальнейшему творческому поиску.
 
Список литературы.
  1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 3-е изд.,стереотип.-М.: Вентана-Граф, 2018.- 304 с.: ил.
  2. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам/ А.В. Фарков- М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.