Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Формирование грамматического строя речи дошкольников

 

Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ №101
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Речь - способ общения, один из важнейших показателей развития дошкольника. Высокий уровень развития речи – это способность детей хорошо говорить, умение думать и выражать свои мысли, легко ориентироваться в окружающей действительности, умение устанавливать взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – одна из основных задач в работе с дошкольниками. Практическое овладение грамматически правильной речью родного языка в дошкольном детстве происходит в процессе общения, дидактических игр и упражнений в различных видах деятельности. Наглядный материал (игрушки, предметные и сюжетные картинки) имеет большое значение в словесных играх.

Основные направления по формированию грамматического строя речи дошкольников:

1. Согласование прилагательных с существительными в роде:

Женский род: машина (какая?) грузовая, кукла (какая?) новая, пирамидка (какая?) большая, коляска (какая?) детская, кошка (какая?) пушистая;

Мужской род: дом (какой?) деревянный, цветок (какой?) красный, чайник (какой?) горячий, мячик (какой?) резиновый, велосипед (какой?) синий;

Средний род: дерево (какое?) высокое, ведро (какое?) пластмассовое, зеркало (какое?) овальное, платье (какое?) красивое, окно (какое?) открытое.

2. Согласование существительных с прилагательными в числе:

Теплый (шарф) – теплые (ладошки), зеленая (трава) – зеленые (листочки), высокий (дом) – высокие (горы), круглый (колобок) – круглые (шарики).

3. Употребление существительных с предлогами:

На (полке, столе, скамейке, окне, стуле);

В (лес, школу, поликлинику, театр);

Из (коробки, пакета, книжки, сумки);

Под (кроватью, тумбочкой, шкафом).

4. Согласование существительных в единственном и множественном числе обозначающих животных и их детенышей:

Кошка – котенок – котята, собака – щенок– щенята, корова – теленок – телята, лошадь – жеребенок – жеребята, овца – ягненок – ягнята.

5. Употребление множественного числа существительных в винительном падеже: Лисят, медвежат, зайчат, волчат, бельчат, ежат, мышат.

6. Употребление множественного числа существительных в родительном падеже: Вилок, ложек, ленточек, мальчиков, девочек, флажков, книжек, матрешек.

7. Употребление правильных форм повелительного наклонения некоторых глаголов: Ляг! Лежи! Поезжай! Беги!

8. Слова, имеющие только множественное число: Ножницы, очки, лыжи, санки.

9. Несклоняемые существительные: Метро, пальто, кофе, пианино, экскимо.

10. Образование слов с помощью суффиксов: Строить – строитель, спасать – спасатель, учить – учитель.

11. Образование сложных слов: Рыболов, пешеход, самолет, пчеловод, соковыжималка, овощерезка, кофеварка, лесоруб, мухомор.

12. Согласование существительных числительными: Шесть яблок, трое детей, семь птичек, восемь ягод, девять конфет.

13. Образование однокоренных слов: Лес, лесной, лесник, лесничий, перелесок; Дом, домовой, домашний, домишко, домище, домик.

14. Образование глаголов с помощью приставок: Бежать, прибежать, перебежать, убежать, добежать; Возить, привозить, увозить, перевозить.

Таким образом, в устной форме дошкольники усваивают нормы и правила родного языка. Речь окружающих взрослых – образец для подражания, а это значит, что она должна быть чистой и грамматически правильной.