Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект НОД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

Дикие животные

 

Максимова Индира Сабировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №48
Кировского района Санкт-Петербурга

Программное содержание:

Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определение к словам.

Упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов В, НА, ПОД.  Закрепить умение образовывать слова, определяющие название детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и в родительном падеже единственного числа.

Учить выделять,  четко и правильно произносить звук Ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Развивать умение работать в коллективе

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Материал:

аудиозапись песни «Буратино»;  опорные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей;  игрушки - зайчата, медвежата,  лисята, волчата,  бельчата;  дидактическая игра «Что делает медведь?»; картинки жилищ животных;  магнитная доска.

Ход занятия:

Звучит песенка «Улыбка».

Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга и  подарить друг другу улыбку.

Под  звучание  песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

Буратино:

- Здравствуйте, ребята!

- Мне Мальвина, задала столько домашних заданий, а  я не могу с ними справиться, и Мальвину не хочется огорчать.

- Ребята, помогите мне, пожалуйста, их выполнить!

Воспитатель:

- Дети, поможем Буратино?

Дети:

- Поможем!

Буратино (открывает конверт и достает оттуда задание):

- 1 задание: «Отгадай загадку»

- Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою не снимает.

Дети:

- Заяц

Воспитатель:

- Дети, а какие у зайца уши?

Дети:

- Уши у зайца  длинные

Воспитатель:

- А какой  у зайца хвост?

Дети:

- А хвост короткий

Воспитатель:

- У зайца теплая мягкая шкурка.

Буратино:

- Ребята, а это кто? (Загадывает загадку)

- Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Дети:

- Это Белка

Воспитатель:

- Дети, какие у белки уши?

Дети:

- Ушки у белки короткие

Воспитатель:

- А какой у белки хвост?

Дети:

- Хвост у белки длинный и пушистый

Воспитатель:

- Шкурка у белки теплая, мягкая.

Буратино:

- А вот еще одна загадка

- Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой.

Дети:

- Это Медведь

Воспитатель:

- Какие у медведя уши?

Дети:

- У медведя маленькие уши

Воспитатель:

- Какой у него хвост?

Дети:

- У него короткий хвост

Буратино:

- А это кто, ребята? (Загадывает загадку)

- Я сознаюсь, я виновата,

Я хитра и плутовата,

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком.

Дети:

- Лиса

Воспитатель:

- А кто мне скажет, какие уши у лисы?

Дети:

- У лисы острые уши

Воспитатель:

- Какой у лисы хвост?

Дети:

- Длинный, пушистый хвост

Буратино:

- Ребята, и еще одну загадку загадала мне Мальвина

-Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный?

Дети:

- Волк

Воспитатель:

- Дети, какие уши у волка?

Дети:

- У волка острые уши

Воспитатель:

- Какой хвост?

Дети:

- Длинный хвост

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, где живут заяц, белка, медведь,  лиса и волк?

Дети:

- Они живут в лесу

Воспитатель:

- А кто знает как называют животных , которые живут в лесу?

Дети:

- В лесу живут дикие животные.

Воспитатель:

- Молодцы, дети!

- Буратино, ты все запомнил?

Буратино:

- Спасибо большое,  все запомнил!

2 задание: «Кто где спрятался?»

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных.  Предлагает определить, чей хвост  в дупле,  чьи уши под кустом,  чья голова в норе видна;  кто где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве)

Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

Физминутка «Буратино»

Воспитатель:

- Буратино, хочешь поиграть с нами?

Буратино:

- Конечно, хочу! Такие задания трудные, я даже устал, хочется отдохнуть и поиграть! (Буратино становится рядом с детьми для выполнения упражнений),

Воспитатель:

- Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Буратино:

- Ой, как хорошо я подвигался, отдохнул, размялся.

- А вы, ребята, отдохнули?

Дети:

- Отдохнули!

Буратино:

- Поможете мне дальше выполнять домашнее задание?

Дети:

- Поможем!

- 3 задание : «Назови детенышей»

Буратино:

- Ребята, вот картинки, мне нужно найти отыскать детенышей диких животных.

- Помогите мне, пожалуйста

Дети находят детенышей по опорным картинкам.

Лиса-лисята

Волк-волчата

Белка-бельчата

Заяц-зайчата

Медведь-медвежата

Буратино:

- Вот, спасибо большое, теперь я знаю, как называются детеныши диких животных.

- Раньше я этого не знал!

Буратино:

4 задание : «Поделись с другом»

- А вот еще одно задание, которое  мне надо выполнить.

На столе стоят игрушки-зверята.  Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него  в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем  воспитатель предлагает поменяться  игрушкой друг с другом.

Воспитатель показывает детям, как обмениваться игрушками:

- Дети, посмотрите, я  отдала Саше своего зайчонка, а у него  взяла волчонка.

Когда дети обменяются игрушками, воспитатель спрашивает,  кому и кого они отдали, а кого получили в обмен.

Игра-имитация: «Кто как двигается?»

Воспитатель:

- Дети, мы сейчас с вами попробуем показать, как двигаются  животные и назвать это движение

- Заяц - прыгает

- Медведь - идет вразвалочку

- Белка - прыгает

- Волк – рыщет

Дети имитируют и называют движения животных

Игра «Зайка» (с движениями)

Буратино:

- А я ребята, тоже знаю игру, давайте вместе поиграем!

- Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись  как стрелки ушки

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит?

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся .

И под кустиком свернулся

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

(дети вместе с Буратино выполняют движения)

Буратино:

- Молодцы, ребята!

- А теперь, друзья мои, помогите мне разобраться, что делает медведь?

5 задание: « Что делает мишка?»

Детям раздаются карточки с изображением медведя, который выполняет разные действия: идет, сидит, играет и  т.п.)

Воспитатель:

- Дети,  посмотрите на свои карточки и расскажите Буратино, что делает медведь.

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Буратино:

- Какие вы все умненькие, благоразумненькие! Молодцы!

Смотрит в конверт

- Так, посмотрим, какое задание мне еще Мальвина приготовила?

- Ой, ребята, а конверт пустой! Значит, мы с вами все задания выполнили!

- Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился!

- Я совсем забыл про гостинцы! В гости ведь с гостинцами ходят, а я так увлекся, что забыл вас угостить (раздает детям конфеты)

- Мне у вас очень понравилось, можно, я приду к вам еще раз?

Воспитатель:

- Конечно, приходи и не только с заданиями, но и поиграть с нами!

- Правда, дети?

Дети:

- Да!

Буратино убегает, а воспитатель подводит итоги НОД.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бородич А.М. Методтка развития речи детей: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – Второе изд. – М.: Просвещение, 1981 г.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. –  М.: «Мозаика-Синтез», 2005 г.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. -

М.: «Просвещение», 1981 г.