Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Познавательно-исследовательсая деятельность

Удивительное рядом: воздух

Фомина Елена Геннадьевна,
воспитатель МДОУ Сланцевский детский сад №2

 

Задачи:

 Материал: карточки-обозначения лабораторий, алгоритмы действий, пакеты, трубочки для коктейлей,стаканы с водой, контейнеры, веера с изображением различных предметов для игры "Где работает воздух?", воздушный шар.

Последовательность деятельности: 

1. Вводная часть

В группу влетает "Ракета"  ( из воздушного шара) с письмом:

"Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы , что в вашей группе живет невидимка? Познакомьтесь с ним. Для этого вам надо обнаружить его, назвать и описать. Жители планеты Удивляйки."

Воспитатель:" Вот это да. Ребята, в нашей группе живет невидимка? Как это может быть?"

(Предположения детей)

Воспитатель:"Что же это за таинственный невидимка? Объясните, почему вы так думаете."

(Ответы детей)

Воспитатель:"Это воздух. Значит мы должны исследовать воздух. Но для этого нам надо его обнаружить. Как мы можем это сделать?"

(Дети:"Поймать его руками, ртом и т.д.)

Воспитатель:"Ребята, обратите внимание, что сегодня у нас здесь есть пакеты."

Опыт 1.

Предложить детям поймать воздух в пакеты.

Вывод: воздух есть, он вокруг нас.

Воспитатель:"Теперь, когда мы знаем, что невидимка - воздух действительно существует, нам надо его изучить, исследовать. А как мы изучаем любой предмет?"

(Дети:"Трогаем, смотрим, нюхаем и т.д.")

Воспитатель:"Правильно. Сейчас мы получим пропуска в лаборатории и приступим к исследованию воздуха. Вкаждой из лабораторий будет представлена инструкция: последовательность действий. Сначала ознакомьтесь с ней, потом приступайте к выполнению эксперимента. Об окончании работы лаборатории вас известит колокольчик, и мы обменяемся полученными в ходе эксперимента данными.

 

2. Основная часть.

Дети расходятся по лабараториям "Зрение", "Обоняние", "Осязание".

Лаборатория "Зрение"

Через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой. Появляются пузыри. Они видны в воде,но над поверхностью воды исчезают.

Вывод: воздух невидим; видно толькоего действие на другие предметы. Например: пузыри на воде или плывущий кораблик.

Лаборатория "Обоняние"

Опыт 3. Последовательно вскрыть котейнеры и понюхать. В первом ничего нет и ничем не пахнет. Во втором - апельсин, и пахнет апельсином. В третьем - чеснок, и пахнет чесноком. В четвертом - духи, и пахнет духами. В пятом - огурец, и пахнет огурцом.

Вывод: воздух не имеет запаха.

Лаборатория "Осязание"

Опыт 4. Можно ли почувствовать воздух? Взять веер и помахать им над рукой. Почувствовали прохладу? Почувствовали движение воздуха? Это и есть воздух. А движение воздуха называется ветер. 

Вывод: воздух можнопочувствовать, если создать движение воздуха, то есть ветер.

После проведения опытов всем собраться в кругу и обменяться выводами по опытам:

Воспитатель:"А использует ли человек воздух? Задание: из всех картинок, которые вы видитеперед собой выберита только те, на которых изабражены предметы, в которых используются свойства воздуха.

(Вентилятор, воздушный шар, воздушный змей, парусник, спасательный круг, пылесос)

3.Заключительная часть.

Воспитатель:"Ребята, сегодня мы обнаружили в нашей группе "невидимку". И уже знаем, что это воздух. Мы назвали некоторые его свойства. В дальнейшем вы познакомитесь и с другими свойствами воздуха. А сейчас для вас от нашего "невидимки"- подарок.

(Детям раздают мыльные пузыри)