Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игры для коррекции детской тревожности

Саврухина Галина Авивовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 119
Невского района Санкт-Петербурга
В  Качестве  коррекции   тревожности и страхов  с детьми  дошкольного  возраста  часто применяются   ролевые  игры,  в соответствии  с сюжетами  известных  детям сказок.  Знание линии поведения  сказочных  персонажей  способствует  выстроить  игровые  занятия  таким ,чтобы у детей в процессе  ролевого взаимодействия и развития  ролевых функций коммуникации происходило преодоление  страхов. Обычно отбираются сказки, вызывающие  наибольший  интерес у дошкольников, и каждому ребенку  предлагается сыграть роль сказочного персонажа, который вызывает  наибольший страх и тревогу с тем , чтобы отреагировать чувство страха перед ним.  Основу  коррекционной  работы с детьми  дошкольного  возраста составляет  игровая  терапия.  Зачастую  дети даже с развитыми игровыми  навыками не  пользуются групповым  признанием, и оказываются изолированными вследствие  собственной  неуверенности, замкнутости. В качестве непопулярности  у тревожных детей выступает стремление  других  детей  доминировать над ними, а это, в свою  очередь, приводить к пониженному эмоциональному фону,внутренним конфликтам, избеганию  общения  с окружающими. Активизируется состояние тревожности и подавленности, либо формируется агрессия и негативизм, ребенок становится отчужденным и эгоцентричным, враждебным. Игра  выступает естественным терапевтическим  средством , препятствующим формированию и развитию детских неврозов. Воспроизводя  в игре собственные  травматические  переживания, ребенок постепенно овладевает ими и старается  их  изжить.  Поэтому  игра  воспринимается  ребенком как способ  ухода  в  свой  созданный мир, удовлетворяющий его психологические потребности, снижающий тревожность.  Поэтому  ролевая  игра  выражает  стремление   ребенка  войти  в  мир взрослых, но детскими доступными способами. Сюжетно –ролевая игра, являясь ведущим типом деятельности дошкольника, служит эмоционально-интеллектуальной основой для освоения ребенком системы  человеческих отношений и действительности посредством ее моделирования и воспроизведения. Целю игры являлось изменение поведения ребенка за счет предъявления ему негативных и позитивных последствий его поведения, что предполагает корректировку убеждений ребенка. В настоящее время ролевая игра является ведущим средством психотерапии у детей  дошкольного возраста при  коррекции страхов и тревожности . Сюжетно – ролевые   игры  дошкольников  насыщены эмоциями , в особенности такими, которые недоступны детям в повседневной  жизни. Ребенок даже в игре не способен притворятся : дети реально любят свою куклу-дочку, врачи заботятся  о спасении больных и.т.д. Несмотря на то, что дошкольники  отличают игру от реальной действительности, используя в речи такие  слова  как  понарошку, как будто, все  ровно их  отличает искренность переживаний в процессе игровых действий. В процессе усложнения сюжетно-ролевой  игры и самых игровых замыслов и чувства  дошкольников приобретают гораздо большую осознанность и сложность. Ролевые игры не только выявляют  переживания ребенка но и способствуют формированию целого спектра чувств. Так мальчики, стремясь стать космонавтами, в сюжетно-ролевой игре выражают восхищение этой  профессией, проявляют ответственность, радость и гордость  за порученное  дело. Ценность  сюжетно- ролевых игр во многом определяется их взаимодействием на  эмоциональные сферу ребенка. Сюжетно-ролевые  игры  насыщены эмоциями,с которыми ребенок в настоящей жизни еще не столкнулся, поэтому именно в игре происходит эмоциональное развитие дошкольников. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте обладает огромным значением для становления эмоционального мира ребенка, а также содействует  усвоению моральных и этических норм поведения. Ролевые игры являются естественным способом самовыражения, повышения уверенности, самостоятельности, саморегуляции. Успех в игре предопределяет лучшую адаптацию в реальной  жизни за счет эмоционального насыщения игрой, критического переосмысления ребенком в игре собственных неудач и страхов. Включаясь в игровую деятельность, ребенок преодолевает порог страха  и застенчивости, учится соизмерять собственное поведение с требованиями окружающих. Подражание  в ролевой игре любимым героям и персонажам   способствуют преодолению страха и тревожности. Овладение  навыками коллективной ролевой игры избавляет детей от излишнего беспокойства, а эмоциональная насыщенность игр обогащает эмоциональный мир ребенка. Таким  образом  сюжетно-ролевые игры служат естественным формой нейтрализации детских страхов, позволяя  воспроизводить в косвенной форме вызывающе страх жизненные ситуации.