Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гринина Елена Владимировна

 

Обоснование и рекомендации к содержанию программы в  развивающей группе совместного пребывания матери и ребенка раннего возраста на базе детского сада .

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»                                                             В.А.Сухомлинский.

Современные родители часто испытывают трудности в воспитании малышей. Одно из причин этого – невысокий уровень педагогической культуры, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития и воспитания самых маленьких, непонимание их потребностей в ранний период жизни. Вместе с тем наука свидетельствует о высочайшей самоценности именно первых трех лет жизни ребенка.

Л.С.Выгодский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

По мнению М.И. Лисиной , в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

Раннее детство – стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в первые годы жизни закладываются основы здоровья (физич., нравств., социальн.) и интеллекта человека. От социальной защищенности ребенка с момента рождения зависит сохранность национального генофонда, поэтому она должна быть приоритетно выделена. Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних.  (В. Алямовская)

                        В последние годы в среде педагогов и психологов возрос интерес к пред-дошкольному возрасту. На любом  книжном прилавке можно найти литературу по воспитанию и развитию ребенка раннего возраста. Родители буквально с первого месяца жизни ребенка пытаются найти клубы, центры, где проводятся занятия с детьми раннего возраста, направленные, как правило, на развитие интеллектуальных способностей детей  ( изучение иностранного языка, чтение и т. п.) Проведенные в научной среде исследо-вания показывают, что притязания родителей фокусируются на развитии интеллекта малышей, при этом намечается тенденция к занижению уровня естественной эмоциональности детей данного возраста. Эти факты позволяют сделать вывод о недостаточной осведомленности матерей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста. В связи с этим попытаюсь ответить на вопросы молодых родителей, дать практические советы при взаимодействии с малышом.

            На протяжении первых 7 лет жизни происходит смена четырех качественно своеобразных форм общения.

  1. Первой и генетически наиболее ранней является непосредственно-эмоциональное общение или ситуативно-личностная форма общения (от 0 до 6 мес.)
  2. Следующая форма общения ситуативно-деловая (с 6 мес. до 2-х лет)

 

  1. Внеситуативно-познавательная форма общения имеет место в развитии ребенка от 3-х до 5 лет.
  2. Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми наступает уже в предшкольном 6-7-летнем возрасте.

Какова бы ни была форма общения, в любом случае теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению  более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.

            Одна из важнейших способностей человека, которая начинает развиваться в паре «мать - дитя» и связана с непосредственными эмоциональными отношениями между ними, - это  эмпатия

Эмпатией называют способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Базис эмпатии закладывается в первые полтора года жизни ребенка на основе полноценного эмоционального и телесного общения с матерью.

Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения - ласки, поцелуи, объятия, - способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.

            На протяжении последних лет на кафедре теории и практики дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО проводилось экспериментальное исследование по изучению особенностей эмоциональных взаимоотношений родителей с детьми дошкольного возраста. В результате исследования было обнаружено:

  1. У 70% родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми;
  2. Родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка;
  3. В каждой второй семье нарушены эмоциональные отношения (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки)

Значение эмоциональных отношений матери и ребенка в первые годы жизни – огромно. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развитие творческого потенциала.

 

Именно по этому и был  разработан и апробирован  цикл развивающих совместных с педагогами и родителями занятий для детей раннего возраста ( от 1г.5 мес. до 3-х лет) и их родителей. Данный цикл называется «Островок радости» и представляет собой систематизированный, материал для педагогов -специалистов, работающих в группах социализации детей раннего возраста.  Вы же сами  ( я обращаюсь к руководителям, менеджерам, педагогам-практикам) сможете создать такую группу кратковременного пребывания матери и ребенка от 1 г 6 мес. до 3-х лет.

В процессе пребывания мамы и малыша на таких занятиях происходит вовлечение в активную деятельность и приобщение :

- к различным видам  продуктивной деятельности ( рисованию, лепке, аппликации),

 - к двигательной деятельности ( подвижным играм, упражнениям, игровому массажу, пальчиковой гимнастике),

- театрализованной деятельности, показав коротенькую сказку на столе из самостоятельно выполненных персонажей. В музыкально-ритмической части родители найдут игры, способствующие развитию речевого дыхания, метроритма,  музыкального слуха и подражательных действий ребенка.

Занятия могут проводиться в группах численностью 6-8 пар. Безусловно, более близкий эмоциональный контакт устанавливается между ребенком и матерью, но в паре с ребенком может быть и папа, бабушка, няня. Главное условие – взрослый должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в любой предлагаемой деятельности. Малыш будет чувствовать себя комфортно, защищено, получая новую информацию , и усваивая ее при помощи взрослого.

Известно, что ребенок раннего возраста «работает на подражание». Развитие малыша более активно, если рядом с ребенком родной взрослый человек делает все вместе с ним. Только подражая взрослому, которого он любит, которому доверяет, ребенок может развиваться активно и полноценно, т.к. способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

            Занятия рекомендуется проводить в стенах дошкольного учреждения (  частного д/с, детской студии), периодичностью 2 раза в неделю в вечернее  время ( с 17.30 до 19.00). Вечернее время выбрано не случайно – используемые помещения (а именно: изостудия), музыкальный и физкультурный залы,  иногда -  групповые помещения уже свободны от присутствия детей детского сада. Посещая «Островок радости» мама и ребенок привыкают к детскому саду, в результате чего последующий адаптационный период при поступлении в дошкольное учреждение малыша, проходит у них значительно легче. В частном детском саду такие занятия могут проходить и в дневное время, не  нарушая режима жизни детей раннего возраста.

 

Организуя такую деятельность ,  можно перед собой поставить следующие цели и задачи:

  1. Целостное развитие ребенка:
  2. Физическое развитие;
  3. Развитие высших психических функций

(внимание, память, мышление);

2.    Оказание помощи молодой семье в процессе воспитания и развития малыша.     Консультирование.

3.      Формирование понимания значимости здорового образа жизни в семье;

  1. Адаптация и социализация ребенка;
  2. Установление взаимодействия между семьей и детским садом

В результате системы интересных игровых занятий у детей развиваются речь, внимание, память, мелкая и общая моторика, а так же доверие к другим людям и окружающему миру.

А чему же научатся мамы?  Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, вспоминают о том, как важен телесный и эмоциональный контакт, понимают, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его.

Помимо практических навыков и умений взрослым  может быть предложена консультативная помощь, где специалисты ДОУ ( педагог-психолог, логопед, врач,) поделятся с мамами теоретическими знаниями, необходимыми для воспитания, оздоровления и всестороннего развития ребенка.

 

Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми более спокойно и позитивно научатся относиться ко всем новообразованиям ребенка, будут стремиться к сохранению  теплых эмоциональных отношений и к принятию малыша таким, какой он есть.

Для подтверждения результата чтобы сравнить ощущение родителей в начале и в конце таких занятий, можно предложить анкету  (см. ниже)

Наши мамы превратились:

 

Педагоги. Вести полуторачасовые занятия могут два педагога – специалиста  ( например, музыкальный руководитель и педагог-психолог), но, безусловно, обладающие следующими качествами:

 

При создании программы учитывались следующие методологические принципы:

Изложение методического материала по работе с детьми от 1 г. 5 мес. до 3- лет и их родителями носит систематизированный, структурированный характер, в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка, развития личности малыша. Систематичность заданий и используемых игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.

Развитие целостной личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признание ценности личности, ее уникальности, права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;

- создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

            Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия « родитель-ребенок-педагог» маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива. Педагогу отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями  и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, педагог и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, невозможно без включения элементов народной культуры, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание программы входит фольклорный материал – потешки, песенки, шутки-прибаутки.

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т.д.), при пользовании простейшими шумящими и звуковыми музыкальными инструментами ( маракасами, треугольниками, бубнами, металлофонами и пр.), на физкультурном занятии  ( мячами, обручами, лентами и т.д.),  в занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности.

Все занятия проводятся в присутствии родителей при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «Педагог-ребенок-родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность малыша, создает комфортные условия для проведения совместной деятельности. В ходе занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.

А)  Поступенчатое усложнение заданий , например:

1-я ступень: сортировка предметов по какому-либо признаку;

2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово;

3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;

Б) Постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового материала. Например: при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета – желтый/красный (или контрастные по звучанию музыкальные инструменты- колокольчик/барабан), по мере усложнения – более близкие цвета –желтый/оранжевый (близкие по звучанию – колокольчик/треугольник).

В) Постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д.

                           Не секрет, что для развития малыша огромное значение имеет предметно-пространственная среда.

От того, какие условия Вы создадите, будет зависеть результат влияния  на процесс  целостного представления и родителей и ребенка о  дошкольном учреждении в целом.

Как уже отмечалось выше, в процессе пребывания  малыша и мамы на предлагаемых развивающих занятиях ими посещаются различные помещения, оснащенные по современным требованиям для развития  детей раннего и младшего дошкольного возраста:

- физкультурный зал (или просторная комната), где имеется разнообразный ассортимент атрибутов и тренажеров, а главное- просторное проветриваемое помещение.

- музыкальный зал  , где представлены детские шумовые, музыкальные инструменты, а также театрализованные куклы, иллюстративный материал;

- ИЗО-студия, , где дети вместе со взрослыми рисуют пальчиками, руками, при помощи карандашей, фломастеров, красок; делают аппликации, лепят из теста, пластилина и глины; делают поделки из бросового материала, занимаются оригами, одним словом, творят.

- игровая (групповая) комната, где на открытых стеллажах размещены развивающие игры и материалы для свободной деятельности мамы и малыша

Деятельность в развивающей среде дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, развить и  удовлетворить свои личные задатки, возможности и потребности, развить самостоятельность.

 

Можно выделить основные линии развития детей раннего возраста.

-Развитие предметной деятельности (в раннем возрасте она ведущая). Именно в ней происходит приобщение ребенка  к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. Маленький ребенок  мыслит , действуя руками, соотнося форму или размер отдельных предметов, связывая свойства предметов, учится воспринимать их физические качества.

-Формирование целенаправленности и настойчивости действий. Здесь необходима помощь взрослого (педагога). Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Здесь можно использовать  простые игры-конструкторы или игрушки, предполагающие получение определенного продукта (фигурные пирамидки, мозаики, пазлы)

-Развитие речи. ( происходит от 1года до 3-х лет) На первых этапах речь малыша  включена в практические и предметные действия . Каждое слово должно быть понятно  и  нести  в себе определенное значение, опираться на конкретную ситуацию: действие-озвучивание  процесса взрослым.  Затем  совершенствуется  пассивная речь, т. е. понимание взрослого. Большую роль здесь сыграет детская литература, фольклор  (песенки, потешки,  сказки, короткие стихи А.Барто, С.Маршака).

 

 

Основные блоки  совместной деятельности   детей и взрослых:

 

БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО РАЗВИТИЯ

 

Здесь решаются задачи: сенсорное развитие, развитие речи, формирование игровой деятельности, формирование психических процессов (память, внимание, мышление,), развитие мелкой моторики , формирование умственных способностей (сравнивание, различение, сопоставление).

Сюда можно отнести и конструктивную деятельность. Игры по конструированию формируют мыслительные процессы и восприятие, обогащают сенсорный опыт.

Действуя с деталями строительного материала, ребенок раннего возраста получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов. Решаются задачи развития координации движений, мелкой моторики. Конструктивные игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат малыша действовать по показу взрослого.

В содержание практических занятий в блоке познавательно-игрового развития  могут входить:

-маленькие игры-инсценировки, в основу которых положены жизненные ситуации или знакомые малышам сказки и стихи («Колобок», «Теремок», «Репка», стихи А. Барто..)с использованием настольного, пальчикового, и др. видов театра,  иллюстраций

- манипуляция с дидактическими игрушками: сбор пирамидок (важно проговаривать взрослым последовательность сбора-от большого кольца до маленького), сравнение башенок,  раскладывание матрешек, выкладывание по размеру фигурок, открывание, откручивание крышек, всевозможных коробочек и пр.

- вкладыши:  объемные, планшетные на геометрические формы, с фигурками животных, фруктов, игрушек и пр. Обязательно просить ребенка выбрать среди 3-х4-х предметов нужный, который соответствует образцу

-мозаики- крупные и мелкие

- «развивающее лото» на группировку предметов по форме,  .набор «Поиграй-ка» на восприятие цвета

-домино и лото  типа «Парочки», «Двойняшки»

-бусы и шнуровки  крупного размера ( пуговицы)

-строительные блоки и конструкторы . Играя с малышом обязательно называйте предмет «Кубик», «кирпичик», «цилиндр», «шарик».

- цилиндрики Монтессори и «Грибочки»-  на определение  взаимосвязи между цветом и размером.

-блоки Дьеноша – в работе с детьми раннего возраста ставить только задачи, соответствующие возрасту (маленькие и большие  колеса от соответствующих по размеру машинок)

-палочки Кюизенера, счетные палочки

-прищепки

 

Все перечисленные дидактические материалы способствуют развитию не только одной какой-либо способности, а воздействуют комплексно на познавательное развитие малыша

 

БЛОК  МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Как и любые другие психические процессы, музыкальное развитие ребенка младшего возраста идет по возрастающей линии.  Это выражается в переходе от непроизвольных откликов на музыку - к эстетическому отношению к ней; от импульсивных стремлений подпевать и двигаться под музыку – к выразительному исполнению  от  смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков  - к эмоциональному и сознательному слушанию произведения .

В данном блоке можно выделить следующие задачи:

- Пробуждать активный интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

- Формировать слуховое восприятие, чувство ритма, побуждать ребенка подпевать и подражать показу взрослого.

- Обогащать музыкальные впечатления детей и взрослых, приобщая к различным видам музыкальной деятельности, а так же обучать способам и навыкам пения, движения, музицирования, театрализации.

На занятиях в группе –это приобщение  малышей  к различным видам музыкальной деятельности в форме  развивающего взаимодействия  со взрослым ( с мамой, бабушкой, старшей сестрой, педагогом..)

- слушание - как  эмоциональный отклик на музыкальное произведение «Баю-бай» М.Красева, «Петушок» р.н.м., « Птичка поет», «Вальс» З.Леви, «Лебедушка плывет», р.н.м., фрагменты «Лебедь»Сен-Санса», «AveMaria» Б-Гуно,  так и на звучание какого-либо музыкального инструмента- окарина,  трещотка, колокольчик, металлофон, флейта, аккордеон, фортепиано;

-элементарное музицирование  : под аккомпанемент или фонограмму, взрослый, придерживая руки ребенка,  ритмично ударяет  в ложки, трещотки. Важно использовать доступные для манипулирования звучащие инструменты  : свистульки, ложки, копытце, коробочка, трещотки, колокольчики, (в т. ч. и диатонические), треугольник, шуршалки, металлофоны. Начиная с простейшего подыгрывания в песенках на стихи А.Барто «Слон», «Бычок», «Зайка» можно организовать семейный оркестр «Ах, вы сени»р.н.м., «Два веселых гуся», «Мамочка» В.Витлина«Рейк-тайм» Джоплина, (подразумевается поочередное исполнение по  контрастности звучания используемых инструментов)

-подпевание и пение  основано в раннем возрасте  на звукоподражании «поет петушок», «Собачка», «Кошечка добрая и злая». В репертуар могут входить фольклорные песенки-потешки, песенки  известных детских авторов  А.Филиппенко, В.Витлина, М.Красева. Для закрепления развивающего  материала можно в виде шпаргалок раздавать слова песенок для домашнего задания.

-музыкально-ритмические движения – здесь  в паре с мамой  малыши приучаются  замечать изменения темпа, громкости звучания, динамики, различать характер контрастных частей танцевальной мелодии, осваивая постепенно  элементы танцевальных движений: «притопы», «топотушки», «пружинка», кружение и покачивание «лодочкой» вместе с мамой.

- театрализованные и музыкальные игры и инсценировки помогают почувствовать и передать образные движения, интонационную и эмоциональную выразительность. В простейших инсценировках  за ширмой в роли кукловодов могут быть мамы. Можно  детям показать сказки « Рукавичка», «Колобок», «Маша хорошая», «Кого встретил петушок», «Теремок».

 

БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Значение овладения детьми раннего возраста художественно-продуктивной деятельностью велико. Деятельность с пластилином, красками, карандашами, бумагой – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей, способствует умственной и речевой активности. Художественно-продуктивная деятельность включает в себя: рисование фломастерами, цветными карандашами, мелками, гуашью, лепку из пластилина, аппликацию из цветной бумаги. Задания подбираются по теме дня. Работу нужно построить так, чтобы на одной встрече с успеть поработать с разными материалами: и полепить, и порисовать и сделать аппликацию. Здесь малыши вместе с мамой знакомятся с разными приемами лепки, рисования, но основной задачей является знакомство  детей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями, а так же постигает секреты совместной деятельности

( взрослый не должен что-либо делать за ребенка), развитие фантазии, получение удовольствия от работы  с художественным материалом. Следовательно, рекомендуется использовать различные нетрадиционные техники: работа с крупами, использование трафаретов, оттиски, губки, рисование шариками, всевозможные превращения отпечатков собственной ладони.

            При проведении занятий по художественно-продуктивной деятельности решаются следующие ЗАДАЧИ:

- создание эмоционально-положительного настроения,

- развитие интереса к совместной со взрослыми продуктивной деятельности,

-знакомство с сенсорными эталонами,

-развитие мелкой моторики рук,

-активизация словаря.

 Развитие умений:

в  рисовании:

- держим правильно карандаш, кисть;

- проводим горизонтальные и вертикальные линии;

- рисуем предметы округлой формы;

- мазки наносим РИТМИЧНО;

в лепке:

- раскатываем пластилин прямыми и круговыми движениями ладонями;

- сплющиваем комочек между ладошками;

-отделяем от большого куска небольшие кусочки;

в аппликации:

- под руководством взрослого овладевать навыками пользования клеевым карандашом,

- учить приклеивать готовые формы,

- воспитывать потребность в  аккуратности выполнения  задания.

           

 

БЛОК «ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ»

            Создать эмоциональный комфорт, удовлетворить потребность растущего малыша в движении, сделать данный вид деятельности увлекательным – вот основная цель системы занятий по физической культуре в группе совместного пребывания мамы и ребенка от1г. 6 мес. до 3-х лет. Здесь действия педагога, ведущего данный блок,  должны быть направлены на стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью. Важная роль отводится маме – поощряя, радуясь активности своего малыша, она развивает его стремление  двигаться еще и еще. Не просто – хаотично двигаться а выполнять различные задания на развитие основных видов движений с использованием разнообразного  стимулирующего материала. Несомненно, педагогу нужно давать родителям рекомендации для грамотного сопровождения ребенка  в двигательной активности ( поддержка, страховка, игровые приемы тактильного и эмоционального контакта) . Последовательное использование многочисленного инвентаря и  атрибутов, делают движения ребенка желанными и достижимыми, играя, он, «незаметно» учится прыгать, бегать, ходить, ползать, лазать.

В содержание занятий можно включать:

- преодоление дорожки препятствий ( массажные коврики, бруски, модули для подлезания и спуска, ребристые доски и пр.)

- небольшие комплексы упражнений на основные виды движений (ходьба, бег, повороты, приседания, ползание, лазание, прыжки)

- элементы силовой гимнастики ( действия с предметами-утяжелителями: гантельками, набивными мячами, детскими тренажерами)

- использование  фитбол-мячей (D-35-65см ).

В зависимости от диаметра мяча меняется его назначение: небольшие мячи могут использовать дети, опираясь на них животом, спиной, (при это сидя или стоя на коленках на полу) с поддержкой взрослого,  отталкивать их ногами, руками, прокатывая по полу. Мячи большого диаметра служат для того, чтобы взрослые выполняли действия детей на мячах ( массаж спины-ребенок лежит на животе, движения ножками ребенка- ребенок  лежит на спине, подпрыгивания, съезжание с горки. При этом обязательно  предварительно ознакомиться со свойствами этого тренажера.

(имеются противопоказания)  В любом случае, использование  мячей с диаметром 35-65 см, направлено  на гармоничное укрепление основных групп мышц, а главное, формирование сложного и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Доказано, что при выполнении «потягивания» на крупном мяче возникают особые колебания, которые передаются через позвоночник к головному мозгу, создавая положительные эмоции.

- движения в паре «мама-ребенок» , что является средством развития доверительных отношений. Главным психолого-педагогическим  требованием является максимальная  эмоциональная включенность взрослого, искренность и открытость в выражениях чувств и эмоции.

 

- подвижные игры, как средство развития действовать в мини-коллективе. Данная технология развивает не только умение двигаться, координировать движения, ловкость, но и стимулирует развитие фантазии, обогащают речевой запас, учат малышей действовать по правилам и взаимодействовать с другими людьми.  Подвижные игры вводятся в занятия постепенно, по мере освоения детьми предыдущей игры и по мере овладения основными движениями.

Для поддержания детского интереса на занятиях используется музыкальное сопровождение в виде аудиозаписей, так же обыгрываются потешки, используемые как речедвигательные упражнения.

Подобные введения помогают решить следующие задачи:

-Реализация потребности детей раннего возраста в двигательной активности и обогащение двигательного опыта;

- Овладение способам тактильного взаимодействия  мамы с ребенком в совместной игровой деятельности.

- развитие устной речи  малышей в сочетании слова с движением,

-стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью, используя разнообразные игровые приемы и условия развивающей среды,

- Осознание родителями базовых потребностей ребенка для его комфортного психофизического развития.

 

 

 

 

 

Задачи в развитии основных движений у детей раннего возраста

в совместной  деятельности со взрослым ( мамой, бабушкой, папой..)

 

Вид движения

З а д а ч и

Ходьба

Формирование навыков ходьбы в парах со взрослым, самостоятельно «стайкой», в заданном направлении между предметами, не задевая их, на носочках, пятках, по кругу, друг за другом, в хороводе.

Бег

Формирование навыков бега от взрослого (от персонажа-игрушки), за взрослым в различных направлениях, по кругу, по ограниченному пространству (ковру) в медленном и быстром темпе.

Прыжки

Закрепление умений детей пружинить, чуть сгибая колени (пружинка), подпрыгивать на месте на носочках, доставая предметы, с продвижением вперед. Перепрыгивать через линии, гимнастическую палку, лежащую веревочную лесенку, в обруч и  из него. Формировать умение спрыгивать с возвышенности ( скамейка), низкий куб

Катание, бросание, ловля мяча

Формирования навыков прокатывания мяча , бросания мяча разными способами (каждой рукой отдельно, снизу, из-за головы), ловли , перебрасывания мяча, бросания предметов в цель. Используются крупные  набивные мячи, воротца, корзины.

Ползание, лазание

Закрепление умений детей в ползании ( с перемещением и отталкиванием рук и ног, при подтягивании на гимнастической скамейке), перелезании, подлезании. Формирование навыков лазания и спуска по шведской лестнице и веревочной лестнице удобным способом с поддержкой и страховкой взрослого.

Равновесие

Формирование навыков ходьбы по ограниченной площади (между предметами, по дорожкам, по скамейке..) перешагивания через препятствия, подниматься  на возвышения и спускаться с него.

При упражнениях на фитболах отдельно в парах – удерживать равновесие лежа на животе, спине ( с поддержкой взрослого)

 

_____________________________________________________________________________

В каждом отдельном занятии рекомендуется чередовать все виды деятельности, с перерывами 7-10 минут.  Перерыв используется для возможности переодеться ( как взрослым, так и детям, например на физкультурное занятие),  перейти в другое помещение, выполнить необходимые гигиенические мероприятия, Ведут занятия 2 педагога. Группа из 12 пар ( мама и малыш) делится на две части ( по возрасту детей) и,  одновременно, начинают заниматься  в разных помещениях у разных педагогов. Общее время пребывания  всех участников предложенного педагогического процесса  в помещениях учреждения - 1час 15 минут, включая перерывы.

Связующей линией в предложенном комплексе развивающих занятий  является преемственность на всех этапах обучения: важно соблюдать  последовательность и преемственность . В каждой следующей ступени развития малыша, элементы усвоенного повторяются в расширенном, усложненном виде в различных видах совместной со взрослым деятельности: познавательно-речевой, продуктивно-художественной, физической  и музыкальной .

Пробуйте, создавайте условия для таких развивающих групп и родители Вам скажут  БОЛЬШОЕ  СПАСИБО!

 

Желаю творческих успехов   Е.В.Гринина