Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка  художественно-эстетической направленности

Обучение детей дошкольного возраста вышивке и лоскутному шитью

Ралько Татьяна Николаевна
Цель: формирование и развитие у детей художественного и эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Содержание включает в себя последовательное знакомство, изучение и обучение техникам по следующим разделам: Полученные знания, умения и навыки
1-й год обучения
Знакомство с тканями, в процессе игры с лоскутками, развитие цветовосприятия, умение подбирать лоскутки для составления узора. Представления о структуре ткани, ее разнообразии, различия по фактуре. Освоение простейших швов "вперед-иголка", шов "змейка", "назад-иголка", "стебельчатый шов". Умение пришивать пуговицы, различать "изнанку" и "лицевую"сторону ткани, правильно держать иголку вовремя шитье. Выполнение небольших поделок, народных игрушек в технике аппликации. Знакомство с лоскутными техниками шитья "ийошки", "лепчиха" и др. Вышивка небольших по размеру изделий, оформление работы в нетрадиционной технике шитья.  
2-й год обучения
Освоение основных способов обработки ткани. Формирование цветовосприятия при подборе лоскутов для изделия. Аппликация на ткани с помощью вышивки. Применение лоскутных техник (йошки, уголки, квадраты и др.) при выполнении изделия. Выполнение швов "вперед иголка", "назад иголка", "стебельчатый шов", "петельный шов". Развитие мелкой моторики, ручной умелости. Выполнение вышивки в одном из выбранных швов. 
3-й год обучения
Выполнение самостоятельных вышивок с элементами декодирования (украшения бисером, цветными нитками, элементы плетения, лоскутами и др.). Освоение и закрепление швов "тамбурный", "петельчатый" и др. Шитье народных игрушек и кукол. Применение полученных раннее знаний в лоскутных техниках.
Игры и творческие работы с использованием нетрадиционного материала
(пуговицы, лоскутики, трикотажные нитки и пр.)
Аппликация из трикотажных ниток, ткани
В переводе с латинского "аппликация" обозначает «прикладывание". Из ткани и трикотажных ниток способом аппликации можно создавать целые картины, декоративные коврики и панно, украшение для посуды
Материалы и инструменты: трикотажные лоскуты, бумага, клей, ножницы, клей
Плетение
(ткани, ниток, тесьмы, лент)
Плетение косичек из полосок ткани, тесьмы, выкладывание по контурному изображению, либо оформление в поделку (прихватка, коврик для куклы и др.) Такой вид работы способствует развитию ручной умелости, усидчивости и сосредоточения внимания. К этому же разделу относится шнуровка и подготовительные работы по освоению основных швов вышивки, выполняемых на тренажерах, символизирующих знакомые детям предметы (например, шнуровка картонной заготовки ракушки атласной лентой, украшение новогоднего шара и пр.) 
Вышивка
(овладение основными швами, используемые в лоскутном шитье)
Материалы и инструменты: иголка, мулине, ткань для вышивания с нанесенным контуром рисунка
Традиционная кукла.
Курс «Традиционная кукла» знакомит с широким спектром антропоморфных объектов (кукол), характерных для русской национальной культуры. В дальнейшем предполагается (в старшей возрастной группе) знакомство и изготовление кукол отражающих восточнославянскую и финно-угорскую культуру, культуру народов Средней Азии, Сибири и Кавказа из коллекций РЭМ и их других этнографических материалов.
Программа строится по ремесленному принципу: от простейших кукольных конструкций к сложным костюмным куклам, отражающим особенности исторического развития того или иного народа.
В программу входят изготовление следующих кукол:
куклы закрутки
куклы на тканевой основе
куклы из меха и кожи
куклы «столбушки»
«узловые» куклы
«набивные» куклы
куклы в календарных обрядах
куклы «мужик и баба»
куклы «мать и дитя»
Лоскутное шитье
 ("йошки", "уголки", "лепчиха" и др.) 
Занятия проводятся в форме игры, с включение игрового персонажа Домовушки, который каждый раз знакомит детей с новым видом работы, а иногда и сам чему -то учится вместе с ребятами. Система занятий составлена с учетом возрастных особенностей и умений детей.
Направленность программы включает также развитие познавательных способностей, цветовосприятия, развитие ручной умелости, речевое развитие. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим, детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
 Использование материала устного народного творчества, потешек, заговором, загадок, прибауток способствует созданию положительного эмоционального фона работы. Ведь не зря в народе говорят, что именно на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры. Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек, закличек и игр, также способствует развитию мелкой моторики и движений, речевому развитию.
Время проведения занятия от 25 - 45 минут, с учетом возрастных возможностей детей и интереса:
дети от 3 до 4 лет 15-25 минут
дети от 4 до 5 лет 25-35 минут
дети от 5 лет и старше 35-45 минут
Структура игрового занятия:
Введение
Образовательные и воспитательное значение предлагаемой системы занятий огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка.
В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка складывается потенциал для познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в творческой деятельности. В этот период важно раскрывать перед ним мир музыки, сказки, театра, танца, декоративно-прикладного творчества. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, малыш начинает отличать искусственное от природного, красивое от воображаемого.
Ставя перед ребенком задачу, мы помним о том, что необходимо учитывать, чтобы она была понятной и доступной ему, а пути решения - интересными и увлекательными. Как на Руси учили детей с младенчества, играя, общаясь с ним, так и мы обучаем простым действиям с тканью, иголкой и ниткой.
Ребенка надо научить творчеству и созиданию, тогда ему никогда не будет скучно.
Одна из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, увеличение скорости приобретения двигательных навыков, но выполнение точных мелких движений руками затруднено, в связи с недостаточным развитие координации движений в данном возраста.
В то же время, активно происходит "настройка" наблюдательного и мыслительного процесса, творческого воображения, эмоциональной чувствительности проявлений. Даже 3-х летний ребенок способен усвоить логику передачи движения, направленность шва, определение изнаночной и лицевой стороны. В экспериментировании с лоскутками, проявление интереса, инициативности, творчества, любознательности и самостоятельности.
"Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение Красотой, и творение этой Красоты для счастья и радости другого человека, он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечие",- писал В. Сухомлинский.
Основные правила домовушек:
Инструменты и материалы: