Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проект в детском саду – методика проведения

Фуртуна Екатерина Сергеевна,
воспитатель ГБОУ школа №569,
отделение дошкольного образования детей

Невского района Санкт-Петербурга
 
В данной статье рассматривается методика подготовки и  проведения проектов в дошкольных учреждениях. Проект, а точнее подготовка к нему, занимает немало времени у воспитателей, и многие неуверенно берутся за работу над проектом. Здесь предлагается алгоритм проведения проекта в жизнь.
 
Сегодня дошкольное образование входит в общую систему образования в целом. В наши дни простейшие методы работы с детьми ушли в прошлое, содержание дошкольного образования постоянно обновляется. От применения современных образовательных технологий зависит его результативность. Среди таких технологий находится ПРОЕКТ – организованная воспитателем деятельность детей и взрослых, ограниченная во времени и завершающаяся созданием творческих работ, как продуктивных, так и развлекательных мероприятий.
Работа воспитателя над проектом – это поиск различного материала по теме, как для детей, так и для взрослых, это и поиск чего-то нового в работе с детьми, включая все виды деятельности (совместную взросло-детскую деятельность, непосредственно-образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей), также развиваются и родители – неотъемлемые участники образовательного процесса. 

Итак, для создания проекта должна возникнуть идея совместной работы воспитателя с детьми и их родителями по определенной достаточно узкой теме. После чего следует изучение воспитателем данной проблемы на настоящий момент, то есть определяется актуальность темы, диагностирование детей (исследование их уровня знаний и умений по данной теме), в работе с  родителями определяется уровень их участия в образовании и воспитании детей по данной тепе (это может быть анкетирование, личные беседы). После чего идет постановка цели (главное, чего мы хотим достичь в итоге всей работы по теме) и определение задач (что необходимо будет сделать для достижения цели), формулируются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Затем планируем результат, а точнее, что именно хотим достичь в результате проектной работы, каким способом это можно будет проверить. Будут ли это творческие работы детей, а может быть и совместные работы детей с родителями, или это будет детская деятельность в ходе развлечения или досуга, где они покажут свои знания. Это все происходит на первом этапе проектной работы, а вот уже далее составляется план проведения проекта, то есть его основного этапа – непосредственно реализации в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, изготовление материалов и пособий, оформление развивающей среды группы, работа с родителями. Во время проведения проекта необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей по данной теме во всех образовательных областях развития. В зависимости от того, чем будут заниматься дети, какая деятельность будет преобладающей, проект можно отнести к тому или иному типу. Выделяют четыре основных типа проектов в дошкольном учреждении:
Но можно сделать и свой тип проекта, например, просто информационно-творческий.
На основе поставленных задач необходимо определится сколько понадобиться непосредственно образовательных занятий, консультаций для родителей и других видов деятельности, а также сколько времени для этого понадобиться, и определиться с продолжительностью проекта:
После чего вся подготовленная работа оформляется и составляется паспорт проекта (или карта), включающий все его пункты и характеристики:
  1. Тема.
  2. Автор.
  3. Тип проекта.
  4. Продолжительность проекта.
  5. Участники.
  6. Возраст детей.
  7. Актуальность проблемы.
  8. Цель.
  9. Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
  10. Ожидаемый результат проекта (продукты проекта).
  11. Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный.
  12. Формы реализации проекта, календарное планирование совместной взросло-детской деятельности в ходе проекта (системная паутинка).
  13. Формирования развивающей среды.
  14. Работа с родителями.
  15. Вывод проекта.
  16. Используемая литература, интернет ресурсы.
Для того, чтобы деятельность педагога была оценена и можно было поделиться своим опытом, хорошо бы подготовить презентацию проведенного проекта, то есть представить его публично. Для презентации необходимо подготовить выступление, в которое желательно включить следующие пункты:
  1. Рассказ об определении цели и постановке задач, кратко, но достаточно полно и лаконично (речь должна сопровождаться демонстрацией наглядного материала для визуального восприятия и оценивания проекта).
  2. Анализ выбора форм и методов реализации проекта.
  3. Демонстрация найденного решения, то есть продемонстрировать план мероприятий (НОД и другие виды деятельности детей и взрослых, можно с темами занятий, бесед).
  4. Показать результативность решения проблемы, успешность использования запланированных и подготовленных средств, с помощью которых осуществлялся путь к достижению цели.
Таким образом, построился алгоритм проведения проекта: