Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Губарь Елена Константиновна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №378
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Каковы же особенности современного урока? Современный урок – урок актуальный для настоящего времени. Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.
Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты:триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты:ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Структура урока в начальных классах.
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VIэтап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VIIэтап.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIIIэтап.Рефлексия деятельности ( итог урока).
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
-умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
-умение ставить перед собой цель, принимать решения;
-умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
-умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
-умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
-умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.