Формирование комплекса УУД посредством внеклассной работы
на английском языке
Беляева Е.А.,
учитель английского языка, ПГИА II
Смирнова О.А.,
учитель английского языка, ПГИА II
If you want a thing well done, do it yourself. (английская поговорка)
Мы работаем в школе, богатой традициями и, приходя сюда, каждый учитель начинает активно участвовать во внеклассной деятельности с детьми. Одной из уже сложившихся традиций гимназии является проведение отчетных спектаклей на изучаемом иностранном языке. В конце этого учебного года учащиеся шестых классов подготовили открытое мероприятие – сказочный мюзикл «Волшебник страны Оз» на английском языке. Данный спектакль явился результатом совместной работы учителей, учащихся и их родителей.
Цель этого мероприятия заключалась в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся, мотивации детей к изучению английского языка. Задачи, поставленные и реализованные в процессе работы над спектаклем, были следующими:
- Образовательные: углубление знаний по предмету, расширение лексического запаса, комплексное применение навыков употребления изученных времен английского языка в монологической речи, отработка фонетических трудностей.
- Развивающие: развитие навыков устной речи, развитие мышления, памяти, внимания, актерского мастерства, развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности учащихся.
- Воспитательные: социальное воспитание, направленное на формирование качеств личности школьников, необходимых им для успешной социализации, воспитание умения работать в команде.
Подготовка к мюзиклу началась с просмотра голливудского фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года и работы с адаптированными текстами в книге для чтения к учебнику для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий [1]. Роли распределялись не только с учетом уровня владения языком, но и с личностными характеристиками (для успешного попадания в образ), а также с вокальными данными детей. Далее шел этап первой читки сценария. При последующих репетициях разбирались роли, основные моменты характера персонажей. Безусловно, просмотр фильма, чтение и обсуждение текста Ф. Баума помогли ребятам точнее попасть в образ героев, понять дух эпохи. Несколько репетиций были посвящены отработке вокальных партий. Некоторые партии были настолько сложными, что у детей появилась идея искусственно уменьшить темп некоторых песен, так как они были похожи на скороговорки. Но дети вошли во вкус и несколько репетиций спустя стали с удовольствием работать над артикуляционными трудностями. Отдельной работы по деталям образа, жестам, эмоциональной окрашенности каждой роли не проводилось, так как учащиеся шестых классов уже обладают достаточным жизненным опытом и могут без труда перенести свои знания на предлагаемый образ. Не без оснований можно сказать и о том, что в поиске образа ребятам немалую помощь оказали знания и умения, приобретенные на уроках сценического мастерства и уроках хорового пения, являющихся частью образовательного процесса гимназии. Дебютному показу спектакля предшествовала генеральная репетиция с костюмами и декорациями. Заключительным этапом мероприятия стал анализ проделанной работы учащимися на следующий день после спектакля. Ребята обсудили плюсы и минусы своей работы. Так, одним из достоинств дети назвали слаженность хоровых партий, свои костюмы и умение держаться на сцене. В тоже время некоторые ученики, проанализировав свое выступление, сказали, что не смогли полностью воплотить задуманного из-за стрессовой ситуации.
Взявшись за эту работу, мы решили переосмыслить данное мероприятие в свете новых требований к образовательному процессу, главной целью которого является научить детей учиться, то есть помочь им самостоятельно осваивать те или иные области знаний, опираясь на определенные приобретенные навыки и умения[2]. Нам бы хотелось проанализировать, как такого рода мероприятия помогают привить учащимся комплекс универсальных учебных действий.
1.Личностные УУД:
- работа над спектаклем создавала условия для самопознания: в процессе работы некоторые учащиеся почувствовали интерес и предрасположенность к актерскому мастерству;
- раскрытие внутренних ресурсов: были случаи, когда учащиеся, занимающие достаточно пассивную позицию на уроках, «раскрылись» в предложенном образе;
- проявление инициативности и самостоятельности в создании образа: во время первой читки, обсуждая характер персонажей, мы помогали ребятам выстроить только общую линию роли. Детали образа, актерские находки отдавались на откуп детям;
- ответственность: учащиеся осознавали, что от их работы зависит не только их личный результата, но и результат всего коллектив;
- происходило взаимное обогащение опытом за счет проигрывания новых жизненных ситуаций.
2.Регулятивные УУД:
- ребята учились планировать свою деятельность через определение последовательности промежуточных целей, от малого к большему, от читки к выученной роли;
- прогнозирование результата: для облегчения видения конечного результата и картины в целом, на уроках английского языка проводилось обсуждение сказки Ф. Баума и разбирались характеры персонажей и их взаимоотношения;
- волевая саморегуляция: учащимся прививалась способность к мобилизации сил и энергии. Так, во время первого показа спектакля, некоторым ученикам без предупреждения приходилось заменять заболевших или не пришедших по разным причинам ребят, играющих те же роли.
3.Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме: смысл предложения не менялся, если забывалось слово, за счет сворачивания высказывания или поиска синонима. Этому способствовали последние репетиции спектакля, где учащиеся, сбившись с роли, уже не ждали подсказки со стороны учителя, а выходили из положения самостоятельно;
- готовясь к роли, дети работали со словарем, что вело к пополнению словарного запаса, осмысленному чтению. Теперь на уроках, встречая лексику в новых текстах, они узнают ее.
4. Коммуникативные УУД:
- сотрудничество со сверстниками и с учителями;
- спектакль – ролевая игра, способствующая выявлению правильной линии поведения в разных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Красной линией проходили такие общечеловеческие и социальные ценности, как взаимная поддержка, активная позиция, сотрудничество;
- управление поведением партнера: учащиеся высказывали необходимость в присутствии ученика, не желающего вначале брать ту или иную не понравившуюся роль;
- умение строить диалог или монолог: использование жестов, использование невербальных средств общения, учитывая свой опыт.
Исходя из всего вышесказанного [3], мы можем сделать вывод о том, что такого рода работа помогает учащимся обрести уверенность на пути к главной цели образовательного процесса, а именно умению непрерывно учиться, быть мобильным в постоянно меняющейся образовательной среде, умению лавировать в потоке информации и извлекать нужные знания и применять их на практике.
Литература
1. Афанасьева О.В., Баранова К.М., Михеева И.В. Книга для чтения к учебнику English VI школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. – Москва: «Просвещение».2008.
2. Сафронова И.А. ФГОС основного общего образования. Министерство образования и науки РФ. – Москва: «Просвещение». 2011.
3. Коттрелл С. Обучающие навыки. The Study Skills Handbook (Palgrave Study Skills) – 2008.