Е. А. Кузьмина, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№1» г. Бородино Красноярского края
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать
его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Кин Хаббард
Реализация принципа метапредметности
на уроке русского языка во 2 классе
За плечами четверть века педагогической деятельности. Последние два года работаю в рамках реализации ФГОС второго поколения. Стандарты устанавливают новые требования к результатам обучающихся. Возникает необходимость изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности. Что значит метапредметные результаты?
По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? Отвечая на этот вопрос, обратилась к своему профессиональному опыту. Итак, как и раньше я владею уникальной «технологией развития критического мышления». Данная технология была мною апробирована на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
Структура урока по данной технологии соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по заданной теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания. По своей структуре урок состоит из трёх фаз: «вызов», «осмысление содержания», «рефлексия». Каждая фаза урока направлена на формирование компетентностей. Стадия «вызов» предполагает формирование мотивационной и информационной компетентности: побуждение к работе с новой информацией, вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. На стадии «осмысление содержания» происходит классификация полученной информации по категориям знания. Стадия «рефлексия» позволяет соотнести новую информацию и имеющиеся знания, выработать собственную позицию, произвести оценку процесса.
Данная технология обладает разнообразием приёмов, специфичных по своему назначению. Выбор приёма определяется педагогом, согласно фазы урока и возрастным особенностям обучающихся.
В рамках реализации принципа метапредметности мною были разработаны и апробированы ряд уроков по ТРКМ. В качестве примера представляю фрагмент урока русского языка во 2 классе по метатеме «Алгоритм».
Метатема: Алгоритм
Учебная тема: Правописание и перенос слов с мягким знаком.
Цель урока: Создать условия для формирования УУД второклассников:
-
коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);
-
познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-
познавательные (общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели).
1 фаза Вызов
1.1. Чистописание
Учитель: Урок русского языка начинаем с минутки чистописания. Обратите внимание на соединения. Пропишите в тетради.
На доске запись: А, ал, лг, го, ор, ри, ит, тм, ритм
1.2. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Подчеркните те буквы или буквосочетания, которые можно назвать слогом.
- Назовите лишние сочетания букв. (лг, тм)
- Объясните, почему?
- А какие слоги можно назвать словом? (ор, ритм)
- объясните значение этих слов.
Ор - созвучное слову хор – много голосов, крик, звучание многих голосов.
Значение слова РИТМ узнаем из толкового словарика.
РИТМ - всякое равномерное чередование, равномерность. Ритм жизни. Порядок работы.
Учитель: Ребята, в этой строчке спряталось ещё другое слово. Это слово обозначает определённый ритм работы. Кто догадался, какое это слово?
- Первый слог этого слова занимает вторую позицию на строчке чистописания.
- Второй слог – на четвёртой позиции.
- Третий слог – слово, обозначающее равномерное чередование.
Дети: Алгоритм.
Учитель: Поставим запятую и продолжим запись на строке. Запишите слово алгоритм.
- Может кто-то сможет нам объяснить значение этого слова?
Дети: Это команды.
Учитель: Алгоритм – последовательность действий, «команд» для решения поставленной задачи.
2 фаза Осмысление содержания
2.1. Целеполагание
Учитель: А хотите попробовать сами поработать по заданному алгоритму?
- Сформулируйте цель урока.
Дети: Цель урока: учиться работать по заданному алгоритму.
На доске запись. Медведь, медведица, учитель, учительница, пальто.
Учитель: Что это?
Дети: Слова.
Учитель: Какое слово лишнее?
2.2.Работа по заданному алгоритму №1
Приём «Корзина идей»
Учитель: Предлагаю работать по заданному алгоритму.
-
Прочитайте слова.
-
Подумайте и ответьте на вопрос.
-
Обменяйтесь ответами с другом по парте.
-
Обменяйтесь ответами с другой парой.
-
Выберите выступающего.
- На эту работу отведено 2 минуты. Работаем по заданному алгоритму.
- Стоп! Время вышло.
2.3. Текущая рефлексия
Учитель:Ребята, у меня к вам вопрос: Получилось ли у вас работать заданному алгоритму?
(Учащиеся комментируют работу в группе.)
2.4. Презентация работы групп
Учитель: Итак, какое слово лишнее? Дайте свои ответы.
(Предполагаются 2 варианта ответа.)
1 вариант Лишнее слово медведица. (В этом слове нет буквы Ь.)
2 вариант лишнее слово пальто. (Слово, обозначающее неодушевлённый предмет.)
2.5. Классификация слов. Работа по заданному алгоритму №1
Учитель: Оставшиеся 4 слова разделите на 2 группы.
Медведь, учитель, учительница, пальто.
- Работаем по заданному алгоритму №1. У вас 2 минуты на работу.
- Стоп! Время вышло. Принимаем ваши ответы.
2.6. Презентация работы групп
Вариант ответа:
медведь учительница
учитель пальто
Учитель: Посмотрите на слайд. Кому из ребят нужно повторить правило?
Коля Петя
пал-ьто паль-то
Дети: Коле нужно повторить правило переноса слов с разделительным мягким знаком в середине.
Учитель: Это правило в учебнике на странице ….
2.7. Знакомство с правилом переноса слов. Работа по алгоритму №2
Алгоритм №2
1. Прочитайте правило.
2. Повторите его.
3. Расскажите правило другу по парте.
2.8. Закрепление изученного правила. Работа по алгоритму №3
Учитель:Закрепим правило. Назовите правильные варианты переноса слова учительница.
Алгоритм № 3
-
Назовите слово.
-
Назовите гласные буквы.
-
Разделите слово на слоги хлопками рук.
-
Обменяйтесь ответами с другом по парте.
- На работу 1 минута.
- Стоп! Назовите ваши варианты ответа.
- Запишем эти варианты на доске и в тетради.
Вариант ответа: учи-тельница, учитель- ница, учительни- ца.
Каждый раз по окончанию работы с заданным алгоритмом проводится текущая рефлексия двух видов: эмоциональная (о взаимодействии членов группы) и по содержанию (варианты ответов задания). В конце урока во время фазы «Рефлексия» осуществляется итоговая рефлексия по содержанию. Учащиеся возвращаются к поставленной цели урока. Анализируют свою работу. Дают друг другу советы.
В заключение хочу сказать, что при разработке таких уроков у меня появилась уникальная возможность для саморазвития. Анализируя статью Фисенко Т.И., доцента кафедры ТиМО «Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения» пришла к выводу, что «метапредметность» заключается в интеграции умений из одного предмета в другой. Разработанный мною урок по метатеме «Алгоритм» был апробирован в рамках предмета «Русский язык». Умение работать по заданному алгоритму - универсальное учебное действие, обеспечивающее формирование теоретического мышления независимо от содержания предмета.
Используемая литература:
Фисенко Т.И. Статья «Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения»
http://www.bestreferat.ru/referat-188083.html