Выступление на школьном семинаре (презентация)
Роль междисциплинарной программы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
в системе ФГОС
Щеголева Людмила Валентиновна,
руководитель МО учителей русского языка и литературы,
учитель русского языка и литературы
руководитель МО учителей русского языка и литературы,
учитель русского языка и литературы
В « Национальной программе поддержки и развития чтения» (2007-2020 годы) говорится, что «современная ситуация с чтением характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и « на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Чтобы затормозить эти процессы , в систему ФГОСов введена задача приобщения детей, подростков и молодёжи к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения:
- Как образовательной программы «длиной во всю жизнь»
- Как основы успешности процесса обучения в школе
- Как средства самореализации и активного воздействия с окружающим миром
- Как способа получения удовольствия в духовной сфере
Что такое междисциплинарная программа? Междисциплинарная программа – это комплексная целевая программа, направленная на достижение предметных , метапредметных и ускорение личностных результатов на всех этапах обучения в школе.
Междисциплинарных программы 4.
Это:
«Формирование универсальных учебных действий»
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Выделяются следующие уровни взаимодействия этих программ:
- урочный (обобщающие уроки, учебные темы)
- тематический - вся система уроков учебной темы подчиняется решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими предметами, курсами)
- сквозной - система уроков, охватывающих несколько учебных тем разных курсов
- внутрицикловой (например, одна и та же тема в разных предметах)
- межцикловой (разные предметы = общие темы = дополняют друг друга) - конкретизация учебного материала в ракурсе межпредметной системы
Одной из составляющих этого взаимодействия и является междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом», цели, возможности и планируемые результаты которой я сегодня постараюсь коротко обозначить.
Цели программы:
Научить
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов)
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
В итоге должны сформироваться следующие умения:
- умение найти информацию и понять прочитанное
- умение преобразовать и интерпретировать информацию
- умение оценить информацию
Итак, каким же бывает чтение?
Чтение бывает:
- Выборочным
- Изучающим ( углублённым или критическим )
- Быстрым
- Просмотровым ( поисковым)
- Ознакомительным
- Сканирующим
Виды чтения:
Выборочное чтение:
- предполагает поиск определённой информации, чтобы определиться в степени значимости (новизны) информации
Просмотровое (поисковое) чтение:
- используется для предварительного ознакомления (при этом обращается внимание на
предисловие, оглавление, выбор разделов, чтение аннотации)
Ознакомительное чтение:
- предполагает знакомство с содержанием текста, понимание текста на уровне его основной идеи и проблематики (70% понимания информации) и пренебрежение к второстепенным деталям
Сканирование:
- быстрый просмотр печатного текста с целью поиска нужного факта, имени и т.п.
Изучающее (углублённое, критическое) чтение:
- аналитический способ, при котором обращается внимание на детали, производится их анализ, оценка, выяснение, толкование (до 100% понимания информации)
Быстрое чтение:
- характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного
Виды чтения формируются в процессе выполнения системы предтекстовых, текстовых и послетекстовых (рефлексивных) заданий. Это и есть общая стратегия чтения текста, которая состоит из предтекстовой, текстовой и послетекстовой стадий.
Предтекстовая стадия:
Целью предтекстовой стадии является формирование установки на чтение.
Предтекстовая стадия предполагает:
- определение цели и задач чтения
- ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами и терминами, используемыми в тексте
- актуализацию предшествующих знаний
Примерные задания для работы в предтекстовой стадии
Текстовая стадия:
Цель текстовой стадии состоит в освоении механизмов чтения
Текстовая стадия включает:
- выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста
- ее подтверждение/опровержение в процессе чтения
- догадку о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом
- размышление во время чтения о содержании текста
Примерные задания для работы в текстовой стадии
Послетекстовая стадия:
Целью послетекстовой стадии является выявление основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
На послетекстовой стадии осуществляются такие трансформации текста, как:
- воспроизведение текста с различной степенью развернутости и сжатости
- аннотирование, реферирование текста
- преобразование текста в другую письменную или иную форму репрезентации
- обсуждение прочитанного с последующим написанием собственных текстов.
Примерные задания для работы в послетекстовой стадии.
Стратегия смыслового чтения и работы с текстом распределяется по классам следующим образом:
5 КЛАСС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
6 КЛАСС Работа с текстом: преобразование и интерпретация
7 КЛАСС Работа с текстом: оценка информации
8-9 КЛАСС Работа с текстом: подготовка к ГИА и ЕГЭ
В результате освоения междисциплинарной программы смыслового чтения и работы с текстом предполагается, что
Выпускник обязательно чему-то научится и
Выпускник получит возможность чему-то научиться
Итак, на этапе поиска информации и понимания прочитанного (а это 5 класс) предполагается, что ученик научится следующему:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
- определять главную тему, общую цель или назначение текста
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы
- находить в тексте требуемую информацию,пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте
- устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста
- определять назначение разных видов текстов
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста
- выделять главную и избыточную информацию
- прогнозировать последовательность изложения идей текста
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им
На этапе поиска информации и понимания прочитанного ученик получает возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения
- получать и перерабатывать полученную информацию, осмыслять её
Этап преобразования и интерпретация информации. Ученик научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому
- интерпретировать текст
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
- делать выводы из сформулированных посылок
- выводить заключение о намерении автора или о главной мысли текста
На этом этапе ученик получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста)
Имплицитную –
Этап оценки информации. Ученик научится:
- откликаться на содержание текста
- связывать информацию из текста со знаниями из других источников
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире
- находить доводы в защиту своей точки зрения
- оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
На этапе оценки информации ученик получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации
- находить способы проверки противоречивой информации
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации
Таким образом, в результате работы с текстом по разным предметам предлагается развитие у ученика следующих УУД (универсальных учебных действий):
И как следствие, развитие качеств выпускника для успешности в современной жизни:
Уметь ставить цель и добиваться её
Уметь адаптироваться к ситуации
Уметь общаться
Уметь ориентироваться в мире
Уметь самостоятельно добывать знания и применять их
Уметь заботиться о других
Сохранить здоровье
Но давайте всегда помнить о том, что у чтения есть всё-таки свой парадокс: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом.
А смысл реальности в том, что не все наши ученики способны успешно освоить чтение и работу с текстом, как это написано в программах. Вот что по этому поводу сказал великий Гёте:
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет жизни и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.»