Родительское собрание по теме:
«Влияние благополучия семьи на личностное развитие подростка»
Цель: обратить внимание родителей на влияние внутрисемейной атмосферы на личностное развитие подростка.
Задачи:
- Проанализировать значение семьи для подростка
- Актуализировать значимость благополучия внутрисемейной атмосферы.
Формы проведения: беседа, диалог.
Участники: родители учащихся, классный руководитель
Подготовительный этап: к собранию учащиеся готовят «Послание моей семьи», в котором излагают свое понимание сущности семьи, заполняют анкеты.
Тест «Неоконченное предложение»
- семья – это…
- мои родители – это…
- свет в окнах моего дома – это…
- радость в моей семье – это…
- горе в моей семье – это…
- вдали от родного дома я буду вспоминать…
- из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…
- мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
- я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
- больше всего мои родители боятся, что…
Анкета по выявлению психологического климата в семье
- Есть ли у вас друзья?
- с кем вы обсуждаете просмотренный фильм или прочитанную книгу?
- где и с кем вы предпочитаете проводить свободное время?
- какие праздники для вас являются наиболее любимыми?
- которые из них вы проводите всей семьей?
- бывает ли так, что вы чувствуете себя одиноко в своей семье?
-
каков характер взаимоотношений в вашей семье (ответ один)
- полное взаимопонимание;
- меня чаще всего понимают, но не доверяют;
- мне доверяют, но не понимают;
- взаимопонимание в нашей семье отсутствует.
-
какое ваше собственное положение в семье?
- Равноправного самостоятельного человека;
- Ребенка, которого все опекают;
- Одинокого человека, которого никто не понимает и не любит;
- Человека, который сам постоянно создает проблемы в семье;
- Постороннего человека, который живет сам по себе.
-
с кем вы делитесь своими проблемами, неудачами, радостью:
- с матерью;
- с отцом;
- с бабушкой или дедом;
- с братом или сестрой;
- с друзьями.
- кто из вышеперечисленных людей сопереживает вместе с вами?
- кому и чем вы помогаете дома?
- наказывают ли вас? Кто и за что? Как? Справедливо ли это наказание?
- кто и за что вас поощряет? Как? Достаточно ли этого?
-
бывает ли у вас желание уйти из дома?
- Да;
- Нет;
- Никогда;
- Иногда.
-
как вы можете оценить отношения своих родителей?
- Дружелюбные;
- Враждебные;
- Непримиримые;
- Не знаю.
- кто из родственников является для вас авторитетом?
- на кого бы вы хотели походить (быть похожим) в своей жизни?
- интересуются ли родители вашими успехами в школе, в общении с друзьями и т.д.?
Оформление помещения, оборудование и инвентарь:
Цитата на доске: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Феликс Адлер, США)
Ход собрания
- Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Разрешите нашу встречу начать с притчи.
«Однажды утром один рыбак с сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорошим и к полудню они собрались возвращаться домой. Но когда они стали вытаскивать сети, внезапно налетела буря и берега больше не было видно. Также буря и не пощадила их маленький домик: от удара молнии он загорелся, и огонь сжег все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущаяся жена, которая рассказала детям и мужу о постигнувшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась:»Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который и указал нам дорогу к берегу»
Свет в окне дома…какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну вот, я и дома!» Раздражение: «Ну что им еще не спится?» Боязнь: «Как бы пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»
- Анализ результатов теста «Неоконченное предложение»
(приводятся ответы детей, при наличии ответов положительно и отрицательно окрашенных подсчитывается их процентное соотношение).
- выступление по теме собрания
Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
В семье складывается внутренняя система оценок, которая позволяет человеку узнавать и создавать представление о себе: любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой отсутствует благо для ребенка. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья и экономически несостоятельная, и т.д. – главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
- практическая работа с родителями
родителям предлагается оценить психологический климат семьи, сказав, что нравиться и что не нравиться в семейных отношениях относительно ребенка. Ответы сравниваются с ответами детей, анализируются.
- Подведение итогов
В доброжелательной атмосфере родительского дома воспитывается теплое человеческое чувство. Это доброта, которая прививается разумным сочетанием родительской доброты к ребенку и последовательной, тоже доброй, не жестокой, требовательностью к нему.
Дополнительный материал
Правила взаимопонимания
- ставьте интересы других людей выше собственных.
- будьте преданы своей семье, не предавайте ее.
- будьте верны и надежны.
- уважая других, уважайте себя.
- терпимо относитесь к другим точкам зрения.
- воспринимайте людей как равных себе.
- учитесь сопереживать другим, ставя себя на их место.
- умейте прощать и не будьте обидчивы.
- живите в согласии с самим собой и другими людьми.
- проявляйте чуткость.
- будьте уверенны в себе.
- будьте свободны ото лжи и обмана.
- умейте контролировать свои желания и поступки.
- упорно идите к цели, невзирая на препятствия.
- стремитесь делать все как можно лучше.