Факторами школьной дезадаптации могут выступать как индивидуальныеособенности ребенка (дисгармоничность и слабость интеллектуального развития, легкие нарушения функционирования мозга, повышенные тревожность и эмоциональная реактивность), так и неблагоприятная социальная ситуация. Изучение динамики этих показателей позволяет контролировать успешность их развития и, в случае необходимости, вносить необходимые коррективы.
В данной справке описывается динамика некоторых психологических показателей у детей поступивших в школу в 2008 году. Количественные показатели представлены на прилагаемых диаграммах. Диагностика первых классов проходила в октябре 2008 года. Четвертые классы исследовались в апреле 2012 года. Дети, проходившие тестирование однократно, из анализа исключались. В анализ было включено 65 человек.
Показатели внимательностии скорости обработки информацииимеют принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга, или ММД.
Функциональные отклонения в мозговой деятельности (ММД — минимальная мозговая дисфункция, резидуальная остаточная энцефалопатия) — это легкие, обычно бесследно проходящие к подростковому возрасту нарушения в работе мозга (1). Однако, пока они не компенсированы, они приводят к нарушения произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оперативного мышления и оперативной памяти, к повышенной умственной утомляемости, что осложняет процесс обучения ребенка и может при-водить к торможению развития. В данной параллели большинство детей показали положительную динамику скорости обработки информации – если в 1ых классах 63,2% детей показали слабую или патологически низкую скорость, то к 4му классу таких детей осталось 3.4%. Напротив количество детей показавших хорошую или высокую скорость обработки информации увеличилось к четвертому классу с 4,8% до 55,2%.
Изучение динамики показателя внимания дало следующие результаты: количество детей показавших слабый или патологически низкий уровень внимания увеличилось к четвертому классу с 9,7% до 20% за счет детей снизивших уровень внимания с более высокого до слабого.
Изучалась также динамика развития структурного визуального мышления. Структурное визуальное мышление позволяет видеть простейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной структуры, то есть: мыслить по аналогии.
Количество учащихся со слабым уровнем развития данного показателя уменьшилось с 12,3% до 3.2% к четвертому классу. Количество детей показавших хороший или высокий уровень развития структурного мышления увеличилось с 30,7% до 77,8%.
Вегетативный коэффициент (физиологическая энергия) характеризует энергетический баланс организма: способность к энерготратам или установку на сбережение энергии.
В случае данного показателя количество детей имеющих оптимальный (хороший) уровень физиологической энергии изменился с 67,2% до 54,0%. Отрицательную динамику в данном случае, а также отрицательную динамику уровня внимания можно объяснить возросшим уровнем учебной нагрузки (2).
Литература:
1. Ясюкова Л. А., Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: Иматон, 2002,
180 с.
2. Ясюкова Л. А., Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. – СПб.: Иматон, 2003, 260 с.