Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Ермакова М.В.,
учитель  ГБОУ СОШ № 347, С.-Петербург

 

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ

 

Проблема эффективности взаимодействия педагогов и  учеников всегда актуальна. Изучение этого вопроса является одним из основных условий успешного воспитания подрастающего поколения. В педагогическом научном сообществе постоянно проводятся различные исследования, которые помогают практикующим педагогам находить оптимальные пути построения успешного взаимодействия педагогов и учеников посвящены труды отечественных педагогов - психологов – Бодалева А.А, Ломов Б.Ф., Кузьмина Е.С., Знакова В.В., Леонтьева А.А., Реана А.А..

      Особый интерес вызывают  работы  Кузьминой Н.В.   Вводя  понятие эффективной педагогической системы, она рассматривает различные аспекты неформального педагогического воздействия. Важной частью её работы является определение оптимальной структуры  деятельности учителя, при этом особое внимание в этом исследовании уделяется изучению связей коммуникации с эффективностью педагогического воздействия. Особенно важными представляются профессиональные  навыки педагога, который обязан учитывать в своей работе и сведения о наличии проблем в семьях обучающихся, и степень загруженности учеников в определённые дни недели, и личностные особенности отдельных учащихся.

      В работах Зимней И.А., Коломинского . Л., Кондратьевой  с.В. , Леонтьева  А. А . , Кузьмина  Н . В. И Реан А. А., также подчёркивается ведущая роль эффективного педагогического общения.

      Другой российский психолог, доктор психологических наук Кондратьева С.В. исследовала уровень понимания педагогом учащихся и характерную для него, структуру педагогических воздействий. Экспериментальным путём было доказано, что преподаватели высокого уровня  на первое место ставят воздействия дисциплинирующего характера.

       Также интересны зарубежные исследования, анализирующие структуру взаимодействия преподавателя с учащимися, Э. Стоунс, опытным путём доказывает, что приблизительно  2/3 общего вербального взаимодействия на занятиях приходится на речь преподавателя. Отсюда следует, что педагоги доминируют  в общении с учениками. Аналогичные данные получены отечественными исследователями Крейтсбергом П. У., Реаном А.А.. В завершении необходимо отметить, что исследования  по данной теме свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия ученика и педагога напрямую зависит от оценки педагогом деятельности ученика.

      Таким образом, современные научные исследования направлены на определение оптимальных критериев взаимоотношений «педагог-ученик», призванных обеспечить максимальный эффект при решение всего объёма педагогических задач. В практическом взаимодействии педагога с учащимися  важно учитывать, что ребёнок – активно растущая и развивающаяся личность, внутри которой постоянно формируются различные  мотивы, которые стимулируют его на то или иное поведение.

      Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет), имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при рассмотрении вопроса взаимодействия учителя и ученика. В целом это достаточно сложный  период в жизни человека, когда он переходит от состояния ребёнка к подростковому состоянию. При  этом каждый индивид может сильно отличатся от сверстников по своим физиологическим и психологическим характеристикам. Кроме того, в этом возрасте межличностные отношения становятся особо важными.

       В основе любого взаимодействия лежит совместное действие, неизбежно оказывающее влияние на каждую из сторон. В нашем случае этими сторонами являются  учитель и ученик, в отношения которых высоко  значимыми  являются доверие и поддержка. Это необходимо для формирования взаимной ответственности и достижения максимально положительных результатов в разностороннем развитии ученика.

       Налаживая общение, учитель постоянно применяет различные методы формирования поведения ученика. Например, положительное и отрицательное подкрепление. К ученику постоянно предъявляются  определённые требования. При этом учитель должен хорошо понимать, когда уместно прямое, а когда косвенное воздействие, что позволяет избегать конфликтных ситуаций.

       В подростковом возрасте косвенное воздействие предпочтительней, так как исключает прямое давление и возникновения протеста со стороны ученика. Для этого изменяются условия, в которых функционирует ребёнок, оказывается воздействие на его окружение. Общение со сверстниками является важным фактором практически для любого подростка. Поэтому  такой подход приносит отличные плоды. Особое внимание необходимо уделять личностному и ролевому аспектам, которые присутствуют во взаимоотношениях учителя и ученика. Так ролевой аспект учителя проявляет себя через расширение когнитивной сферы ученика. А личностный сильно влияет на восприятие учителя, как человека со всеми особенностями характера. При этом решающее значение имеет авторитет педагога. Эффективность взаимодействия ученика и педагога напрямую зависит также от оценки педагогом деятельности ученика.