Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные проблемы школьной
дезадаптации у детей и подростков

Несмеянова Наталья Ивановна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
Дезадаптация школьников выражается в нарушениях приспосабливаемости детей и подростков к учебной среде и неизбежно приводит к явному снижению их успеваемости, к появлению разного рода проблем во взаимоотношениях с одноклассниками, родителями и педагогами.
Изучением дезадаптации занимался доктор медицинских наук, психиатр Каган В.Е. В результате своих исследований он пришёл к выводу, что в развитии школьной дезадаптации можно выделить три уровня.
Первый поведенческий уровень появляется на ранней стадии развития. Его характерными чертами является то, что в незнакомой ситуации у ребёнка появляются проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Настроение резко меняется, он становится раздражительным, плаксивым, быстро утомляется. У школьника желание посещать школу неустойчиво. На уроках очень медленно включается в работу, при этом старательно выполняет задание. Проблемы в поведении сразу исчезают, как только ребёнок оказывается в знакомой для него обстановке.
На втором психологическом этапе развития дезадаптации наблюдается усиление признаков предыдущей стадии, в поведении появляется агрессивность по отношению к окружающим, ребёнок замыкается в себе, не может сосредоточиться на выполнении задания, появляется бессонница, пропадает аппетит. Отношение к школе устойчиво негативное, на уроках не проявляет активности. Попытки взрослых решить проблемы путём наказаний, угроз и скандалов усугубляют ситуацию.
Дезадаптация переходит на следующий уровень своего развития – физиологический. Хронические неврозы приводят к нарушениям физического здоровья ребёнка. У него появляются головные боли, аномалии в пищевом поведении, нарушения в работе эндокринной системы, осложнения в сердечнососудистой системе. На фоне проблем со здоровьем усугубляется резко негативное отношение к школе.
Причинами к возникновению школьной дезадаптации может служить целый ряд связанных между собой причин. Например, это могут быть наследственные особенности, проблемы со здоровьем изменения в жизненной среде, сложности коммуникативного характера.
Школьная дезадаптация может проявиться в жизни ребёнка в кризисе семи лет, в переходе из детского сада в школу или в связи со сменой окружения и обстановки, что также является кризисной ситуацией, в связи с переходом с одной ступени обучения на другую, перевод в другую школу. Ребёнок в изменившихся условиях начинает отставать от своих собственных возможностей.
Таким образом, дезадаптация у школьников может проявиться как на фоне изменений в его социальном окружении (смена ступени обучения, школы, учителя, изменения в семье, перемена места жительства), так и по физиологическим причинам (наступление пубертатного возраста, ведущее как к физиологическим изменениям в организме, так и к изменению его социальной роли в окружении).
Обычно внешние и внутренние причины нарушения процесса адаптации проявляются в комплексе:
 
Существует ряд признаков школьной дезадаптации. Педагоги, родители  находящиеся в окружении ребёнка, должны насторожиться, если заметят в его поведении определённые изменения. О дезадаптации школьника может свидетельствовать следующее:
 
Школьная дезадаптация может проявляться следующим образом:
  1. Познавательная дезадаптация характеризуется тем, что ребёнок испытывает трудности при обучении по образовательным программам, соответствующим его способностям. Работоспособность у таких детей находится на среднем уровне.
  2. Эмоционально-оценочная дезадаптация связана с негативным отношением к процессу обучения в целом, и к урокам по конкретным предметам. У детей отмечается сниженный эмоциональный настрой, частичная расторможенность, тревожность, неуверенность.
  3. Поведенческая дезадаптация проявляется в агрессивном поведении ученика, отказе выполнять общепризнанные требования в школе, нежелание прислушиваться к рекомендациям педагогов.
  4. Соматическая дезадаптация отражается в проблемах с физическим развитием и здоровьем школьника. У ребёнка отмечаются частые головные боли, снижение аппетита, расстройства сна.
  5. Коммуникативная дезадаптация выражается в неумении устанавливать контакты как с взрослыми людьми, так и со своими сверстниками.
 
 
Помощь в преодолении такой ситуации школьнику должны оказывать родители и педагоги, психологи совместно, постоянно находясь в контакте и координируя свои действия. Это позволит ускорить процесс перехода ребёнка в нормальное адаптивное состояние и свести к минимуму вред от школьной дезадаптации.
Необходимо усилить наблюдение за поведением ребёнка и в беседах выяснить его отношение к школе, педагогам, одноклассникам. урокам, домашним заданиям.
Полученную информацию следует обсудить с учителями и к работе подключить педагога-психолога, который с помощью специальных методов и методик может установить школьную дезадаптацию и помочь её преодолеть. Школьный психолог и социальный педагог помогут ребёнку наладить отношения с одноклассниками и учителями, работающими в классе.
В процессе работы все участники должны руководствоваться системным подходом. Родители, педагоги и психологи должны действовать в одном направлении в стремлении решить проблему.
Родители должны осуществлять деликатный контроль над процессом усвоения школьной программы, совместно с педагогом-психологом найти способы мотивации к учебной деятельности.
Педагоги в школе должны создавать для ученика ситуации успеха, чтобы пробудить в нём интерес к получению знаний.
В процессе преодоления школьной дезадаптации важно помнить о необходимости создания условий для качественного отдыха. Ребёнок должен иметь возможность переключиться с учёбы на другие виды деятельности.
Необходимо помочь найти ему увлечения, организовывать совместный семейный отдых на природе. Взрослые люди в окружении ребёнка должны создать среду, в которой он почувствует себя успешным и поверит в свои силы.
 
Для того чтобы избежать развития дезадаптации, необходимо помочь ученику психологически адаптироваться к новым условиям. Школьник заранее должен располагать информацией о предстоящих изменениях в его жизни. Знать, в чём эти изменения заключаются, какие трудности могут возникнуть при этом.
Взрослые должны организовать процесс жизни на данном этапе так, чтобы ребёнок чувствовал себя максимально комфортно. Они должны активно интересоваться тем, что происходит в школе, внимательно выслушивать его рассказы и эмоционально сопереживать ему. Если ребёнок в семье чувствует любовь и понимание, то большинство его проблем уходит самостоятельно.
Вместе с тем родители и педагоги должны иметь чёткое представление об имеющемся уровне знаний и навыков, об уровне развития когнитивных способностей ученика. Чтобы, в случае необходимости, корректировать отставания в показателях готовности к новой ситуации.
В случае выявления негативного влияния родителей на школьника, необходимо оказывать психологическую помощь всем членам семьи. Родители должны помнить о том, что завышенные требования к сыну или дочке, которым они не могут соответствовать, способны лишить их веры в свои силы. Дружеские отношения в семье позволят вовремя заметить те трудности, которые ребёнок испытывает в школе, и вовремя оказать помощь.
Если отношения школьника с педагогами и одноклассниками носят конфликтный характер, школьное окружение накладывает на него негативный отпечаток, разумнее сменить школу. Возможно, смена внешней обстановки поможет преодолеть негативное отношение к учёбе.
Для профилактики дезадаптации учеников в школе необходимо создавать классы компенсирующего обучения, в которых должны работать педагоги, владеющие методиками коррекционно-развивающего обучения, проводить консультации психологов с родителями, лектории, психолого-педагогические тренинги.
Наряду с психологической профилактикой школьной дезадаптации необходимо активно использовать и социальную. Задача социальной профилактики этого явления заключается в том, чтобы донести до учащихся и их родителей информацию о правовых, социально-экономических и других последствиях девиантного поведения, которое приводит к нарушениям адаптации в школе. Очень важно особенно в подростковом возрасте доводить до сведения учащихся информацию об их правах и обязанностях.