Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология социально-педагогического сопровождения
подростка из многодетной семьи

Бушина Марина Викторовна
В толковом словаре слово «сопровождать» трактуется как «следовать вместе, находиться рядом и т.д.», поэтому социально-педагогический процесс представляет собой взаимодействие двух равноправных субъектов , партнеров, где педагог и ребенок «идущие вместе». Социально-педагогическое сопровождение – это процесс двусторонний. Значимую роль в социально-педагогическом сопровождении играет направленность на формирование субъектной позиции. Сопровождение ориентировано на предупреждение проблемных ситуаций путем их диагностики и создания условий для принятия решений, обеспечение знаниями и необходимой информацией сопровождаемого, с опорой на его внутренние ресурсы, на его способность принятия самостоятельного решения.
 Целью социально-педагогического сопровождения является найти , сопровождать какой-либо процесс и заложить в него процессы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самоизменения, самозащиты и адаптации, самосовершенствования .
Исходя из этой цели, задачами социально-педагогического сопровождения являются:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;
- сохранение естественных механизмов эволюции личности;
Принципы социально - педагогического сопровождения
  1. Соблюдение интересов ребенка.
  2. Принцип непрерывности.
  3. Принцип системности, целостности.
Принципы социально-педагогического сопровождения исходят из следующих положений: - автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы, координировать  работу с другими субъектами образовательного процесса;
-непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка в период обучения  и преемственность в решении задач сопровождения;
- комплексность: организация различных специалистов в решении задач сопровождения;
- превентивность: предупреждение возникновения проблемных ситуаций .
И.Трус определены функции социально-педагогического сопровождения подростка:
1. Диагностика личностного развития ребенка .
  1. Нахождение первичного контакта с ребенком. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие ребенка, создание доверительных отношений. Включенное, внимательное  наблюдение за ребенком.
  2. Создание индивидуального маршрута сопровождения.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Диагностический этап.  Выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, степени удовлетворения базовых потребностей подростка, возможности реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап. Апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества.
Третий этап. Основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
Четвертый этап – прогностический. Прогноз конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения.
Пятый этап - контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, коррекция.
  1. Сотрудничество с другими специалистами.
  2. Реализация мероприятий, направленных на развитие активности ребенка (реализация программы индивидуального маршрута сопровождения).
  3. Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
  4. Завершение реализации программы. Приобретение ребенком чувства защищенности и позитивного социального статуса.
  5. Анализ социально-педагогической деятельности.
Диагностика в технологии социально- педагогического сопровождения подростка имеет ключевое значение. Особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения, возникающие между участниками учебно-воспитательного процесса, процесс сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды. Сопровождение подростка из многодетной семьи является частью воспитательного процесса, направленного на  преодоление противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:
- создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины  переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, меняется отношение  самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет снизить или снять травмирующее воздействие переживаний. В результате посреднической роли социального педагога подросток понимает, что сложившиеся травмирующие  отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с  личными характеристиками;
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается: - в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуются следующие функции:
Вывод. В рамках данной части рассмотрены цели, задачи, направления, принципы и функции социально-педагогического сопровождения. Подробно описана технология сопровождения подростков из многодетных семей.
Социально-педагогическое сопровождение - особая деятельность специалиста по созданию условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных жизненных  ситуациях. Социально-педагогическое сопровождение возможно если в окружающей обстановке существуют предпосылки для его реализации. Педагогический процесс в условиях сопровождения должен быть личностно-ориентирован, опираться на активную целостную личность и тактичного , профессионального педагога, учитывающим их двустороннее взаимодействие, приводящее к положительному результату. 
Целью сопровождения является создание условий для развития личности и обучения. Социально-педагогическое сопровождение имее высокий воспитывающий потенциал.
Решая задачи педагогического сопровождения необходимо отслеживать социально-педагогический статус ребенка, формировать способности к саморазвитию, самопознанию, самоопределению. Создать условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
Компонентами социально-педагогического сопровождения являются : диагностический, консультационный , прогностический и практический.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи - это последовательность специально планируемых ситуаций:
- индивидуального взаимодействия «социальный педагог - подросток»;
- «социальный педагог - члены семьи», нацеленная на установление контакта и выявление проблем подростка;
- посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий, путем актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи;
- прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и установления возможных  путей ее предупреждения.
 Посредническая деятельность социального педагога в рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, направленная на включение родителей и подростка в совместную  деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимания друг друга, способствует успешному осуществлению процесса сопровождения подростка.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи направлена на предупреждение (снятие) противоречий между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми, на актуализацию внутренних резервов личности родителей и подростка для решения возникающих проблем. Осуществление технологии социально - педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи способствует оптимизации воспитания и образования подростков, улучшает психологический климат в семьях.
Реализация сопровождения способствует совершенствованию и формированию коммуникативных способностей подростков, позитивным изменениям в личностной и социальной сферах.