Актуальность решения конфликтов в образовательной среде
Голубева Ирина Львовна,
педагог-организатор ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга
В школьной среде часто возникают конфликты. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, это личностные особенности обучающихся, учителей, родителей, других специалистов, работающих в школе, во-вторых, сама специфика обстановки школы, когда деятельность детей носит оценочный характер, способствует конфликтности.педагог-организатор ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга
Конфликты возникают между самими обучающимися, обучающимися и учителями, учителями и родителями. Это - внешние конфликты. Иногда они протекают бурно. Ссоры, выяснение отношений, даже рукоприкладство нередки во время нерешенного конфликта. Бывает, когда ребенок так поглощен протекающим конфликтом, что обида вынуждает его отомстить. Он ищет подходящий случай, лелеет свою обиду, только о ней и думает. Понятно, что это не идет на пользу эффективности образовательного процесса. Внутренние конфликты детей протекают иногда незаметно для окружающих, но последствия их бывают более разрушительными, так как влияют на самооценку формирующейся личности.
Поэтому необходимо выявлять как сами зарождающиеся конфликты, внутренние и внешние, так и их причины и способствовать своевременному их разрешению. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он может прибегать к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не дают эффективного результата. Конфликт не завершается.
Служба медиации школы обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов. Активное участие каждой из конфликтующих сторон в урегулировании конфликта, прояснение интересов, выработка договоренностей и последующее их выполнение воспитывает чувство ответственности за собственные решения, поскольку в медиации принятие и исполнение решения лежат на самих сторонах. Участие в медиациях учащихся, таким образом, делает их более самостоятельными и приспособленными к окружающему миру, в котором умение договариваться начинает цениться все выше. Это важно как для грамотной ориентации будущих профессионалов в деловой сфере, так и для построения личных отношений.
Конфликты случаются у всех. Можно найти способы справляться с ними и научиться адекватному выражению своих чувств. Учащиеся должны увидеть и понять, что при отказе от решения проблемы, конфликт не будет разрешен. Стремление решить конфликт силой неизбежно ведет к нарушению прав и ущемлению интересов одной из сторон, к углублению старого конфликта и появлению нового. И только стремление конфликтующих сторон к диалогу, соглашению, компромиссу может привести к мирному решению проблемы, и тогда конфликт будет исчерпан. Учащиеся сами приходили к выводу, что именно соглашение, мирное решение проблемы конфликтующими сторонами обеспечат им нормальное, комфортное самочувствие. А попытка разрешить конфликт с помощью силы всегда ведет к унижению человеческого достоинства, нарушению прав.
Положительные и отрицательные стороны конфликта. Положительные – «очищающая гроза», проясняют ситуацию. «Выясненные» отношения хороши уже тем, что с ними все ясно, плохо постоянное выяснение отношений. Человек в конфликте ярче проявляется. В споре рождается истина, способствует выходу эмоций, обращает внимание на недовольство и нужды, способствует возникновению рабочих контактов.
Отрицательные – конфликт способствует разрушению отношений, имеет тенденцию к расширению, происходят импульсивные действия вместо логики.
Стратегии поведения в конфликте: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество. Соперничество, конкуренция – стремление добиться сохранения своих интересов в ущерб другим. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Ведет к ухудшению взаимоотношений участников. Стороны быстро переходят на личности, нередко забывая о самой причине конфликта. Не всегда с помощью силы разрешается конфликт. Насилие порождает жестокость, эгоизм, ответное насилие. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок, предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. «Для того, чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть» Приспособление – путем уступок со своей позиции сторона приспосабливается к интересам соперника. При данной стратегии не происходит удовлетворения интересов того, кто приспосабливается. Сотрудничество – альтернатива, удовлетворяющая интересам обеих сторон. Не ты против меня, а мы вместе против проблемы. Избегание – затягивание конфликта Неразрешенные конфликты ведут к потере самоуважения, углубляют старый конфликт, порождая новый. Уклонистская тактика порождает напряженность. Предпочтительней открыто встречать проблемы и сразу их решать.
Секрет успешного решения конфликта
Выбор правильной модели поведения, создание дружелюбной атмосферы, проявление сдержанности, уважение к мнению собеседника. Разговаривай на равных, стремись к взаимопониманию, учись слушать, не перебивая, не повышай голоса, не кричи. Главное в споре – сохранять спокойствие, самообладание. Мы знаем, что речь влияет на то, как человека воспринимают другие. Неумение владеть речью, ее засоренность часто не позволяют людям придти к взаимопониманию. Важно также не только, что вы говорите, но и как вы говорите. Время от времени встречайтесь с собеседником взглядом. Выражение лица должно соответствовать тому, что вы говорите. Примите открытую, расслабленную позу, повернитесь лицом к собеседнику. Этот блок подростки прорабатывают методом «мозгового штурма» в группах.
Конфликты могут обострить и расстроить взаимоотношения. «Ты меня не понимаешь» - одно из наиболее часто встречающихся обвинений. Что создает желание понять? Сопереживание, умение слушать. Тяжело общаться с человеком, который спорит по любому поводу, слишком резок в оценках, безжалостен к окружающим. Но вы не получите слишком большого удовольствия и от общения с тем, кто слишком робок, застенчив, боится высказать свое мнение, во всем со всеми соглашается. Так что ищите в жизни золотую середину.
Список литературы
- Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Москва, «Академия», 2004 г.
- Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013
4. Рудестам К. «Групповая психотерапия» СПб. ЗАО «Питер», 1999 г.
5. Кулагина И.Ю. «Личность школьника», - М., «Сфера», 1999 г.
6. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать» - М., 1998 г
7. Кон И.С. «Психология старшеклассника» М.,1980 г.