Довбешко Николай Васильевич
кандидат педагогических наук
директор Кронштадтского морского кадетского корпуса
Лещенко Ирина Александровна
учитель информатики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №429 Петродворцового района Санкт-Петербурга им. Героя Российской Федерации М.Ю.Малофеева
Сегодня мы рассматриваем качество образования какинтегральную характеристику системы образования, отражающую соответствие ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Это сложное определение учитывает, что социальные запросы могут в какой-то момент опережать нормативную базу, что запросы личные (учащегося, родителя, учителя) всегда индивидуальны. Важно отметить, что результат образования – это не только обученность, но и степень воспитанности, социализации и многое другое.
Что такое качество обучения для непосредственных участников образовательного процесса рассмотрим на примере образовательного пространства в Кронштадтском морском кадетском корпусе.
По результатам опроса преподавателей, воспитателей, кадет и родителей мы выявили, что качество обучения для них складывается из таких понятий, как: «полезные» знания, умения, навыки, комфортные условия обучения, возможность продолжить образование в выбранном образовательном учреждении, информированность, активное участие в образовательном процессе (родители).
Результаты опроса, конечно, предсказуемы, но доказывают еще раз необходимость пристального внимания к вопросу повышения качества образования. Так к числу главных факторов, влияющих на качество образования, относятся: качество подготовки в системе непрерывного образования: детский сад - школа - кадетский корпус - вуз; качество системы преподавания, применение прогрессивных технологий; качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности; медицинское обслуживание, питание, создание комфортной среды и физкультурно-оздоровительной работы; партнерское взаимодействие с семьей, социумом.
Именно последним фактор является, пожалуй, отправной точкой в решении вопроса о повышении качества образования.
Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья даже при обучении в отдаленности от дома. Именно поэтому только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему и развития личности ребенка и качество его обучения.
К главным функциям взаимодействия семьи и образовательного учреждения следует отнести следующие составляющие: информационную, воспитательно-развивающую, формирующую, охранно-оздоровительную, контролирующую, бытовую.
Для педагогов и воспитателей сотрудничество с родителями начинается с изучения бытовых условий, в которых жил кадет до поступления в корпус, микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей, состояния их физического и психологического здоровья. На основе полученных данных формируется план мероприятий педагогического сопровождения социальной адаптации кадет, планы воспитательной работы, определяются варианты досуговой деятельности ребенка.
В дальнейшем взаимодействие с родителями (в рамках контроля образовательного процесса) заключается в согласовании позиций корпуса и семьи по ключевым вопросам обучения, воспитания, здоровья и благополучия кадета в определенный период времени. При необходимости согласуются вопросы изменения образовательного маршрута, выявление и устранение возможных проблем. При этом до сентября текущего учебного года контакты с семьей устанавливались традиционно по телефону, посредством личного посещения корпуса родителей, посещения родительских собраний.
С сентября 2011 года в практику работы корпуса внедрена программа «Система управления обучением (Learning Management System) «Школа».
Ее функциональным назначением является автоматизация управления и организация учебного процесса в образовательных учреждениях различного профиля и ведомственной принадлежности.
Программа формирует единое информационное пространство образовательного учреждения, в котором обеспечивает организацию совместной работы администрации, преподавательского состава и учащихся. Применение современных технологий позволяет повысить качество образовательного процесса за счет автоматизации выполнения ряда административных и других функций.
Сегодня современные технические средства позволяют решать большой круг задач, и одной из них является взаимодействие между образовательным учреждением и родителями кадет.
Для нас использование «Системы управления обучением (LMS) «Школа» началось с обучения коллектива, которое проводилось в соответствии с предполагаемыми ролями сотрудников. Весь персонал корпуса, родители и кадеты получили индивидуальные логины и пароли, что позволило обеспечить доступ к ресурсам системы.
К сожалению, первоначальная работа по освоению программы сопровождалась достаточно низкой активностью родителей. Так в сентябре посетили «Электронный дневник» только 108 родителей (менее 20%). Интенсивность посещения тоже была достаточно низкой – лишь 13 родителей просмотрели дневник более 10 раз. 353 родителя (более 80 %) не пользовались услугами системы.
Параллельно с привлечением к работе с системой родителей, сотрудниками КМКК изучались возможности LMS-школы, совместно с производителями адаптировались под нужды корпуса разделы и рубрики программы.
В настоящее время для обеспечения эффективного взаимодействия с родителями использубтся следующие возможности системы.
Во-первых, это электронный дневник (через сайт кадетского корпуса).
Подсистема (модуль) «Дневник», так она называется в руководстве «Системы управления обучением (LMS) «Школа»», предназначена для обеспечения дистанционного просмотра информации об успеваемости и посещаемости учащихся и представляет собой электронную версию стандартного ученического дневника.
Электронный дневник сегодня уже вряд ли можно назвать нововведением. Электронный дневник - это не просто ведомость, в которую выставляются оценки, это целая система взаимодействия учителя, руководства корпуса и родителей при современном уровне развития информационных технологий.
Подсистема представляет собой сочетание режимов, позволяющих кадетам и его родителям ознакомиться с хранимой в программе информацией о расписании занятий, оценках, домашних заданиях и др.
Информация доступна только для просмотра, никаких иных операций работа с Дневником (на сегодняшний день) не предусматривает. Родители (законные представители) имеют возможность оперативного получения информации об организации образовательного процесса.
Доступная для просмотра информация включает: расписание занятий с домашним заданием, оценками и комментариями к ним; итоговые оценки и рекомендации специалистов; меню столовой; объявления; сведения об администрации школы (фамилии, имена и отчества), сведения об учителях и преподаваемых ими предметах.
Электронный дневник – отличная альтернатива обычного ученического дневника, играет очень важную роль в учебном процессе, особенно в условиях обучения вдали от дома. Электронный дневник представляет собой систему для взаимодействия учащихся, их родителей, учителей и администрации корпуса посредством интернета. С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, пропусками занятий. Кадеты всегда имеют под рукой расписание и домашнее задание, а также возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам.
Электронный дневник дисциплинирует кадет: родители имеют возможность при неудовлетворительных результатах обучения оперативно воздействовать на ситуацию и принять необходимые меры. Преподаватели получили возможность поддерживать постоянный контакт с родителями кадет и оперативно доносить до них информацию о процессе обучения. Комментарии преподавателей к выставленным отметкам позволяют родителям получить полную информацию о достижениях или проблемах ребенка. Кадеты, которые отсутствуют по болезни, могут без проблем узнать домашнее задание, быть в курсе жизни учебного класса.
Электронный дневник позволил кадетам стать более ответственными и открытыми перед родителями, а родители получили возможность принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка.
В результате проведенной работы по внедрению «Электронного дневника» посещение родителями системы в октябре 2011 года увеличилось почти в два раза – 195 родителей вошло в программу. Интенсивность посещения родителями «Электронного дневника» увеличилось, уже 69 родителей вошли в систему более 10 раз.
Следует отметить, что в классах с наиболее активным посещением родителей «Электронного дневника» успеваемость кадет выше. Ярким примером этого могут служить данные анализа успеваемости кадет и посещаемости родителями Электронного дневника. Безусловно, на степень обученности кадет имеет влияние не только использование LMS– школы. Но, тем не менее, факт достоин упоминания.
Во-вторых, «Система управления обучением (LMS) «Школа»» используется нами для рассылки SMS-сообщенийродителям кадет, содержащих информацию об оценках учащихся. Этот способ взаимодействия является хорошей альтернативой электронному дневнику, так как использование этой части спектра социально значимых, доступных и понятных телекоммуникационных сервисов позволяет сформировать единую образовательно-информационную среду и предложить учащимся, родителям и преподавателям удобный инструмент для обеспечения интерактивных коммуникаций.
Текст SMS-сообщения включает следующую информацию: имя учащегося, тип занятия, дату занятия, наименование учебного предмета, оценку.
SMS-сообщение позволяет в режиме реального времени получать информацию об успеваемости кадета на мобильный телефон и (или) E-mail родителей или законных представителей. Для того чтобы SMS-сообщения доходили до того или иного адресата необходимо настроить вкладку «Рассылка» подсистемы ведения электронной базы данных учащихся. И как только преподавателем будет выставлена отметка на уроке соответствующего типа текущему подписчику, будет отправлено SMS-сообщение об этом.
Например, если в перечне типов уроков установлен только флажок в строке «Экзамен», то подписчик будет получать SMS-сообщение только об оценках, полученных учеником на уроках типа «Экзамен».
Этот способ взаимодействия с родителями, направленный на информирование об успеваемости кадет очень интересен, т.к. позволяет, практически в любое время и в любом месте донести информацию об успеваемости ребенка, но имеет один недостаток, связанный с финансовыми затратами.
Стоимость одного SMS-сообщения составляет 50 копеек. Если родители запрашивают так называемый контроль за успеваемостью своего ребенка по результатам только каждого урока, то, по примерным подсчетам, отчеты по успеваемости 1 ученика составят 2-3 рубля в сутки (при условии получения отчетов одному из родителей). Таким образом, за месяц выйдет сумма – 60-70 руб. на одного человека. Если учесть среднее количество уроков, количество кадет, ряд других аспектов, то суммарные финансовые затраты на SMS-рассылку довольно ощутимы для образовательного учреждения (в среднем 33-34 тысячи в месяц по корпусу). В данной ситуации возможны два варианта решения обозначенной проблемы: поиск вариантов дополнительного финансирования для обеспечения данной услуги, организация оформления договора об оплате между Сервисным центром и родителями, желающими получить услуги.
В-третьих, системойLMS– школапредусмотрен режим «Вопрос-ответ» для передачи информации преподавателя ученикам и (или) родителям. Данный способ взаимодействия является перспективным, в нем предусматривается реализация двусторонней связи между участниками образовательного процесса.
Сообщение от преподавателя родители или законные представители могут прочитать в электронном дневнике, а при необходимости или желании ответить на него.
Однако представляемый режим на данный момент находится в стадии отладки взаимодействия отдельных программ LMS– школы между собой.
Но для обеспечения связи родителя с конкретным специалистом корпуса мы используем электронную почту. Так на официальном сайте учреждения есть электронный почтовый ящик каждой учебной роты, предметно-методических комиссий, дополнительного образования. Родители имеют возможность письменно донести до соответствующего специалиста необходимую информацию о ребенке и получить конкретный ответ. Таким образом, обеспечивается взаимодействие преподавателей и воспитателей с семьей по вопросам обучения, поведения, состояния здоровья ребенка, условиям пребывания в корпусе и т.д.
Опыт использования «Системы управления обучением (LMS) «Школа»» показывает, что лучший результат достигается при комплексном использовании всех способов взаимодействия с родителями для достижения поставленной цели – повышения качества обучения.
Тем не менее, существует ряд проблем.
На сегодняшний день 57 родителей так ни разу не вышли в «Электронный дневник», что составляет около 13 % от общего числа. Это говорит о том, что еще не все готовы и могут получать информацию из сети Интернет (среди причин: низкий уровень информационной грамотности, отсутствие подключения к глобальной сети Интернет, сильная занятость, незаинтересованность результатами обучения детей и др.). Решение данного вопроса мы видим в активизации работы с родителями с целью добиться регулярного использования ими современных средств взаимодействия.
Перспективы развития возможности использования «Системы управления обучением (LMS) «Школа»» и других средств коммуникации видятся в следующем: организация обратной связи родителей со специалистами непосредственно через «Электронный дневник», использование возможностей ноутбуков кадет для видео-связи с родителями, обеспечение для родителей возможности ставить в электронном дневнике еженедельную отметку о просмотре страницы (по аналогии с подписью в обычном школьном дневнике).
В завершении, хочется еще раз подчеркнуть, что качество обучения кадет это комплексная характеристика, зависящая от многих факторов, одним из которых является взаимодействие с родителями обучающихся. И здесь необходимо использовать как традиционные формы работы (личное общение, родительские собрания, телефонные переговоры и т.д.), так и современные информационно-коммуникативные технологии («Система управления обучением (LMS) «Школа»», официальный сайт Кронштадтского морского кадетского корпуса).
«Система управления обучением (LMS) «Школа»» предоставляет возможность обеспечить оперативное выполнение основных функций взаимодействия с семьей, что позволяет эффективно организовать образовательный процесс, влиять на качество обучения. Необходимыми условиями эффективного использования LMS-Школы выступают совершенствование навыков работы сотрудников в ней, своевременность и регулярность заполнения соответствующих разделов, контроль и анализ качества работы с системой.
Дальнейшее совершенствование Системы управления обучением (LMS) «Школа», ее активное использование всеми участниками образовательного процесса (в том числе и родителями), несомненно, позволит повысить качество обучения кадет.