Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Статья

Нарушение речи у детей
и педагогическая помощь им

Давиденко Анна Владимировна,
учитель
I категории, ЦПМСС «Живые Потоки»,
подразделение «Росток», логопед-дефектолог

 Речь - это процесс использования языка для общения, реальный процесс оперирования языком.

Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Процесс общения включается в различные виды деятельности человека.

По мере роста и развития человека происходит развитие используемых средств общения: сначала ребенок пользуется экспрессивно-мимическими средствами, т.е. выразительными движениями, мимикой; затем - предметно-действенными средствами общения, т.е. движениями, связанными с предметами; затем, на определенном этапе развития - речевыми средствами.

В психологии выделяют две основные функции речи, связанные между собой:

а)       коммуникативная - благодаря которой осуществляется процесс общения между людьми;

б)      интеллектуальная - когда речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Благодаря этому человек способен планировать и прогнозировать собственное поведение. Усваивая язык как общественно-заданную знаковую систему, человек овладевает соответствующими формами и операциями мышления. Речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга, наличие нормального слуха и зрения, достаточного активного общения взрослых с ребенком.

При каких-либо отклонениях в психическом развитии ребенка гармония в становлении основных функций речи нарушается. У детей с речевой патологией большие трудности в общении с окружающими, в воспитании и обучении. Эти дети требуют особого внимания врачей, педагогов, психологов.

В связи с этим появляются и развиваются науки: логопедия, нейропсихология, неврология, нейролингвистика, психология, педагогика.

Изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, с тех пор, как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности.

С середины XIX века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины ее нарушения. А. Куссмаль, И.А. Сикорский и др. формируют научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств. Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, ОГ1. Правдиной, Р.Е. Левиной и др.

Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений и созданием эффективных методик их преодоления.

 

Особенности формирования речи у детей с нарушениями психики.

Речь является исключительным средством формирования человека и в частности ребенка.

Для правильного понимания особенностей психического развития детей необходимо разобраться в общих и специфических закономерностях развития у них общения, усвоения мим различных средств общения, особенностях становления разных видов речи.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы.

Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. А вся работа речевого аппарата регулируется центральной нервной системой. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны коры головного мозга. К условиям формирования нормальной речи относятся:сохранная

центральная нервная система, наличие слуха, зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, поэтому отклонение в ее развитии и ее нарушение ведет к серьезным изменениям состояния центральной нервной системы. Страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Каковы же причины речевых нарушений?

а)       Биологические факторы

б)      Социально-психологические факторы.

а) Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипопсия плода, родовые травмы и т.д.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции и травмы и т.п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость, правшество.

б) Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух речевых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих. В результате этих причин у ребенка наблюдается нарушение развития разных сторон речи.

Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико­педагогического и психолого-педагогического подходов. При этом выделяются следующие расстройства:

·        Дислалия;

·        Нарушения голоса;

·        Ринолалия;

·        Дизартрия;

·        Алалия;

·        Афазия;

·        Дисграфия;

·        Дислексия.

 

Виды речевых нарушений:

1). Дислалия - нарушение звукопроизношения. При дислалии слух и инервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушения звукопроизношения при дислалии связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата или особенностями речевого воспитания. В

связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. При механической дислалии нарушено строение артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Данные дефекты нарушают нормальное произношение звуков речи.

Функциональная дислалия чаще всего связана с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье, неправильным произношением взрослых в окружении ребенка, педагогической запущенностью, незрелостью фонематического воспитания. Также функциональная дислалия наблюдается у детей в раннем дошкольном возрасте, овладевающих сразу двумя языками.

У ребенка с дислалией могут проявляться нарушения в отсутствии тех или иных звуков, искажение звуков или их замена.

В логопедической практике нарушения произношения звуков носят следующие названия: сигматизм (недостаток произношения свистящих и шипящих звуков); ротацизм (недостаток произношения звуков р-р’); ламдацизм (недостаток произношения звуков л-л’); произношение небных звуков - к—к’, г—г’, х—х’, й; дефекты озвончения звуков, дефекты смягчения. У детей с дислалией лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

2). Нарушения голоса - это отсутствие или      расстройство

голосообразования (фонации). Различают два вида нарушения голоса: дисфония (страдает высота, сила и тембр); афония - полное отсутствие голоса.

Нарушенияголоса, возникающие в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений относят к органическим.

Функциональные нарушения голоса проявляются в афонии и дисфонии. Они являются более распространенными. Эти нарушения связаны с голосовым переутомлением, различными инфекционными заболеваниями, а также психотравмирующими ситуациями.

3). Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанные с врожденными анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.

Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за парализованности голоса и нарушения произношения звуков. При ринолалии в разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы.

Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней госпитализации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь нужна как в до-, так и в послеоперационный период.

4). Дизартрия - нарушение звукопроизносительной и мелодико- интонационной речи, обусловленной недостаточностью инервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии у детей является ДЦП, у таких детей наблюдается отставание в моторном развитии, формировании двигательных навыков.

Степень выраженности дизартрии бывает разной: анартрия - полная невозможность произношения звуков; стертая дизартрия - еле заметная нечеткость произношения.

В детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы дизартрии. Как правило, у детей с дизартрией речь развивается с задержкой, страдает произношение сложных звуков (с-с’, з-з’, ш, ц, щ, ч, р-р’,     л-л’). Произношение нечеткое, слабое. Голос хрипловатый, парализованный. Темп речи - ускоренный или замедленный. Фонематическое восприятие не сформировано. Звуковой анализ осуществляется с трудом. Процесс овладения письмом и чтением затруднен. Почерк неровный, скорописью овладевают с трудом. Наблюдаются стойкие специфические ошибки письма (дисграфия), и большое количество ошибок при чтении.

Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы.

5). Заикание - нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание начинается у детей от 2 до 6 лет. Оно появляется у детей с опережающим речевым развитием в результате речевой нагрузки, психической травмы или у детей с задержкой речевого развития в результате поражения нервной системы.

Судорожная речь заикающегося сопровождается    движениями: зажмуриванием         глаз,         раздуванием крыльев носа,   кивательными движениями и т.п.

В 10-12 лет у заикающихся подростков нередко встречается логофобия - страх речевого общения. Появляется реакция избегания.

6). Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи. Бывает экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной).

Экспрессивная алалия характеризуется не формированием звуков слов. Устная речь упрощается. Речевой развитие детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания.

Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, но только в рамках конкретной ситуации.

Импрессивная алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном слухе. Ведущим симптомом является расстройство фонематического восприятия, которое бывает различных степеней: от полного невосприятия звуков до затрудненного восприятия устной речи. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно отсталых.

7). Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение понимания речи или ее производства. В тяжелых случаях при афазии человек или не понимает речь, или не говорит.

У взрослых данное речевое расстройство возникает после инсультов или опухоли мозга, травм мозга. У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения речью. В этих случаях афазия приводит не только к нарушению ее развития, но и к распаду сформированной речи.

При афазии нужна не только логопедическая помощь, но и комплексная реабилитация.

8). Нарушения развития речи - Проведенный в 60-х гг. лингвистический анализ позволил выделить общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) речи.

ОНР характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетических, фонематических, лексико-грамматических. Основными признаками детей с ОНР в дошкольном возрасте являются позднее развитие речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный словарный запас, нарушения формирования

грамматического строя речи. У детей с ОНР речь находится на разном уровне. Выделяют три уровня речевого развития.

Первый уровень - самый низкий. Дети не владеют общепринятыми средствами общения. Используют лепетные слова («би-би», «бо-бо» и т.д.). Высказывание может сопровождаться активными жестами и мимикой. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых. В большой степени нарушается произношение согласных звуков, гласные в сохранности. Фонематическое восприятие нарушено. Дети путают по звучанию (молоко - молоток, мишка - миска). Дети с ОНР должны обучаться в спецшколах.

Второй уровень — у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов. Отмечаются грубые ошибки грамматических форм («игаю кука» - играю с куклой). Дети со вторым уровнем развития могут обучаться в спецшколах, но и в обычных школах, но под наблюдением логопеда, т.к. овладение письмом и речью у этих детей затруднено.

Третий уровень характеризуется развернутой речью, не затрудняются в названии предметов. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы. Мало используются прилагательные, наречия, ошибочно используют союзы, с трудом образовывают новые слова при помощи приставок и суффиксов. В целом эти дети готовы учиться в обычной школе, но их успеваемость будет низкой.

Таким образом, ОНР - это системное нарушение усвоения всех уровней речи, требующее длительного и систематического логопедического обучения.

ФФН характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка. Эта группа детей является наиболее многочисленной. ЬС ним относятся дети: с неправильным произношением отдельных звуков (свистящих, шипящих, л, р); с недостаточным фонематическим восприятием. В устной речи у детей с ФФН могут наблюдаться следующие отклонения: отсутствие звуков, замена одного звука другим, («суба - шуба») смешение звуков.

Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению.

Таким образом, ФФН - это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

9). Нарушение письма и чтения - Частичное расстройство процессов чтения и письма называются дислексия и дисграфия. Симптомами является наличие стойких специфических ошибок.

Полная неспособность к овладению письмом и чтением называется аграфия и алексия. Причины связаны с нарушением взаимодействия различных систем коры больших полушарий.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Ошибки группируются следующим образом: смешение и замена букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания, аграмматизм, смешение букв по оптическому сходству. В настоящее время принято выделять несколько видов дисграфии:

1.       Артикулярно-акустическая дисграфия. При этой форме наблюдается искажение звукопроизношения.

Артикулярно-акустическая дисграфия проявляется в замене букв устной речи. Но бывает и так, что замена букв остается в письме у ребенка.

2.       Акустическая дисграфия.

У детей с этой формой патологии отмечается несформированность процессов фонематического восприятия. Например, замены и смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и твердые.

3.       Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза. Учащиеся не вычленяют речевые единицы («надерево»).

4.       Аграмматическая дисграфия.

Эта форма более яркая, прослеживается с недостаточностью развития грамматической стороны устной речи. На письме нарушаются грамматические связи.

5.       Оптическая дисграфия.

Эта дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений. Это проявляется в заменах и искажениях сходных по начертанию букв (д-б, т-ш, п-т, х-ж, л-м).

У ребенка с дисграфией с трудом формируется почерк.

Дислексия - расстройство процесса овладения чтением. В дислексии различают несколько форм.

1.       Фонематическая дислексия - дети в процессе чтения путают буквы.

2.       Семантическая дислексия - несформированность звуко-слогового синтеза.

3.       Аграмматическая дислексия - несформированность устной речи.

4.       Миестическая дислексия - нарушение установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука.

5.       Оптическая дислексия. При чтении букву, сходные по начертанию, взаимозаменяются.

Система логопедической помощи детям с нарушениями речи

Логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого- педагогического воздействия. Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога), а также организацию системы специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Начиная с 60-х годов XX в. в системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи.

Определены три профиля специальных групп:

1)      Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

2)      Группа для детей с общим недоразвитием речи.

3)      Группа для детей с заиканием.

Кроме этого, существуют специальные логопедические группы в детских садах общего типа, в общеобразовательных школах.

Существует система оказания логопедической помощи в системе здравоохранения. При поликлиниках, психоневрологических диспансерах имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, организованы специальные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием.

В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, детские психоневрологические санатории (дошкольные и школьные), где оказывают помощь детям не только страдающим различными неврологическими заболеваниями, но также и детям с общей недоразвитостью речи, задержкой речевого развития, заиканием.