Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Аналитическая справка о стабильности результатов работы на логопедических занятиях по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с обучающимися в классах
коррекционно-развивающей направленности
VII вида
в 2010 – 2013 учебных годах

Мистрова Светлана Геннадьевна,
учитель-логопед

В школьные логопедические группы зачисляются дети по заключениям Центральной психолого-медико-педагогической комиссии или Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результатам обследования школьным логопедом.

В период с 2010 по 2013 учебные года, с логопедическим заключением «дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза » были сформированы логопедические группы из обучающихся вторых классов коррекционно-развивающей направленности VIIвида.

За рассматриваемый период диагностика состояния письменной речи детей осуществлялась на регулярной основе в начале и конце учебного года.

Проблема коррекции специфических нару­шений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных за­дач логопедии.

С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Особенно много дисграфиков в классах коррекционно-развивающей направленности VIIвида.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения. Своевременное устранение ошибок позволяет ребёнку успешно усваивать учебную программу по русскому языку, способствует созданию «ситуации успеха», а следовательно, и повышению школьной мотивации в целом.

Дисграфия, обусловленная несформированностью язы­кового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста. Это:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов;

-раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

— нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предло­жений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Для коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

С целью отслеживания процесса формирования понятий (необходимых для успешной коррекции проблем письменной речи) провожу диагностику в начале, середине и конце учебного года.

Результаты стабильной положительной динамики по формированию необходимых понятий представлены в таблице №1.

 

Таблица № 1

 

 

 

2010-2011уч.год

2011-2012уч.год

2012-2013уч.год

период диагностики

сен.

дек.

май

сен.

дек.

май

сен.

дек.

май

кол-во обучающихся

 

11

 

11

 

11

 

13

 

12

 

12

 

14

 

14

 

14

Знают:

названия гласных звуков и букв

7 чел.

64%

9чел

82%

11чел

100%

10чел

77%

10чел

83%

12чел

100%

10чел

71%

13чел

93%

14чел

100%

названия согласных звуков и букв

 

6чел.

55%

 

9чел

82%

 

11чел

100%

 

9чел

69%

 

10чел

83%

 

12чел

100%

 

9чел

64%

 

12чел

86%

 

14чел

100%

 

Определяют понятия:

звук

 

7 чел.

64%

9чел

82%

10чел

91%

9чел

69%

10чел

83%

11чел

92%

10чел

71%

12чел

86%

14чел

100%

буква

 

8чел.

73%

10чел

91%

12чел

100%

11чел

85%

11чел

92%

12чел

100%

9чел

64%

12чел

86%

14чел

100%

слог

 

7 чел.

64%

9чел

82%

11чел

100%

9чел

69%

10чел

83%

12чел

100%

8чел

57%

14чел

100%

14чел

100%

слово

 

6чел.

55%

9чел

82%

11чел

100%

8чел

62%

12чел

100%

12чел

100%

8чел

57%

14чел

100%

14чел

100%

словосо­четание

 

4чел.

36%

8чел

73%

10чел

91%

3чел

23%

8чел

62%

11чел

92%

5чел

36%

11чел

79%

14чел

100%

предложение

 

8чел.

73%

11чел

100%

11чел

100%

8чел

62%

12чел

100%

12чел

100%

10чел

71%

14чел

100%

14чел

100%

текст

 

3чел.

27%

8чел

73%

11чел

100%

3чел

23%

11чел

92%

12чел

100%

4чел

29%

11чел

79%

14чел

100%

предлог

 

2чел.

18%

9чел

82%

11чел

100%

3чел

23%

9чел

75%

12чел

100%

1чел

7%

13чел

93%

14чел

100%

приставка

 

0чел.

0%

8чел

73%

10чел

91%

0чел.

0%

10чел

83%

12чел

100%

0чел.

0%

12чел

86%

14чел

100%

удар­ная гласная

 

2чел.

18%

9чел

82%

11чел

100%

1чел

7%

10чел

83%

12чел

100%

2чел

15%

13чел

93%

14чел

100%

ударный слог

 

2чел.

18%

8чел

73%

10чел

91%

0чел.

0%

9чел

75%

12чел

100%

1чел

7%

12чел

86%

14чел

100%

безударная гласная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звукобуквенный анализ слова производят:

 

самостоятельно

0чел.

0%

0чел.

0%

1чел.

9%

0чел.

0%

0чел.

0%

2чел.

16%

0чел.

0%

2чел

14%

4чел

29%

с «памяткой»

3чел.

27%

6чел.

55%

8чел.

73%

2чел

14%

3 чел

25%

5чел.

42%

6чел

43%

8чел

58%

6чел

42%

с наводящей помощью логопеда

 

3чел.

27%

 

4чел.

36%

 

2чел.

18%

 

5чел

38%

 

8чел

67%

 

5чел.

42%

 

3чел

21%

 

2чел

14%

 

4чел

29%

не производят

5чел.

46%

1чел.

9%

0чел.

0%

6чел

48%

1чел

8%

0чел.

0%

5чел.

36%

2чел

14%

0чел.

0%

 

К концу учебного года обучающиеся стали знать

( с учётом индивидуальных возможностей учащихся)::

К концу учебного года дети научились

( с учётом индивидуальных возможностей учащихся):

 

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы уча­щиеся приобрели необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.

За представленный период (2010-2013уч.года) стабильные положительные результаты наблюдаются у всех учащихся 2 классов коррекционно-развивающей направленности VIIвида.

 

Стабильность результатов коррекционной работы за 2010-2013 учебные года отражена в сводной таблице.

Таблица № 2

Анализ стабильности положительных результатов

логопедических занятий по коррекции

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

с обчающимися в классах коррекционно-развивающей направлненности VIIвида

в 2010-2013 учебных годах.

.

 

 

2010-2011уч.год

2011-2012уч.год

2012-2013уч.год

 

сен.

май

сен.

май

сен.

май

Кол-во обучающихся

 

11

 

11

 

13

 

12

 

14

 

14

 

Количество допущенных ошибок в %

Замена гласных

 

83%

32%

86%

34%

89%

28%

Замены согласных

 

79%

16%

72%

19%

83%

13%

Пропуски гласных

 

86%

11%

83%

12%

88%

14%

Пропуски согласных

82%

8%

80%

11%

89%

7%

Пропуски слогов и частей слова

68%

13%

57%

4%

59%

11%

Перестановка букв

 

45%

23%

54%

24%

56%

19%

Перестановка слогов

27%

8%

22%

4%

31%

9%

Не дописывает слова

18%

4%

21%

5%

20%

4%

Написание лишних букв в слове

26%

3%

29%

-

19%

-

Раздельное написание

частей слова

47%

5%

41%

-

51%

3%

Отсутствие границ предло­жений

91%

12%

88%

7%

94%

11%

Контаминация

( в одном слове слоги разных слов)

11%

2%

7%

-

8%

-

Слитное написание предлогов

98%

16%

95%

11%

92%

4%

Раздельное написание приставок

24%

2%

16%

-

17%

-

Переведены в следующий класс

 

100%

 

100%

 

100%

Оставлены на дублирование

 

-

 

-

 

-

Отсутствие положительной динамики

-

-

-

-

-

-

 

Вывод:

Анализ полученных результатов показал следующее:

Данные результаты обусловлены тем, что:

 

Всё это способствовало тому, что в течение 2010-2013 учебных годов прослеживается положительная динамика и наблюдается стабильность результатов коррекции письменной речи учащихся коррекционно-развивающей направленности VIIвида.