Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование ИКТ в обучении учащихся
с нарушением опорно-двигательного аппарата
и интеллектуальной недостаточностью на уроках
в первом дополнительном классе

Батуркина Юлия Владимировна
В современном мире  трудно представить жизнь  без информационных компьютерных технологий. Информационные компьютерные технологии применяются во всех сферах жизни человека, поэтому  не является исключением и коррекционная школа для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью.  Необходимость использования ИКТ в коррекционном обучении обусловлена психофизическим развитием учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста:
  1. Фрагментарность восприятия, что не позволяет учащимся воспринимать объект как единое целое;
  2. Низкая устойчивость внимания и высокая утомляемость, делают работу с одним предметом длительное время, невозможной. Учащиеся не могут удержать внимание на заданных объектах, и часто бросают задание, не доводя дело до конца;
  3. Такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация недостаточно сформированы;
  4. Нарушение пространственной ориентации, нарушение зрительно-моторной  координации;
  5. Особенности коммуникативной функции, что связано с поражением центральной нервной системы, часто наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения  в результате паралича речедвигательных мышц; а это приводит к  трудностям в коммуникации  с окружающими;
  6. Ведущий вид деятельности – игровая.
Учитывая вышеперечисленные психофизиологические  особенности  учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью,  возникает необходимость в использовании информационных компьютерных технологий на уроках, начиная с первого дополнительного класса, что позволяет  создавать необходимую мотивацию к учебному процессу и активизировать мыслительную, а по возможности, и речевую деятельность обучающихся.
Основное назначение компьютера как средства обучения в нашей школе – это проведение урока с помощью  электронных программ, от которых зависит эффективность обучения.
Задачи информационных компьютерных технологий в коррекционном обучении:
– развитие психических функций учащегося: мышления внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– использование компьютера как средства коммуникации;
– использование компьютера как средства замещающего письмо рукой для учащихся, у которых моторика не позволяет сформировать навык письма;
– индивидуализация обучения;
– развитие творческих способностей.
При подготовке к урокам в первом  дополнительном  классе используются электронные ресурсы учебного назначения:
  1. Презентации к урокам;
  2. Видеоролики и анимация;
  3. Интернет-ресурсы:
  1. Онлайн– игры ( назови геометрические фигуры, раскраски, пазлы):
Например, на уроках «Чтение» и «Письмо» используются презентации, касающиеся нахождения звука в слове, составления  предложения по картинке и схеме и т.п., которые  подбираются из интернет - ресурсов или разрабатываются  самим учителем.
Поскольку уроки математики в первом дополнительном классе предполагает изучение предметов по цвету, форме, объему, то используются онлайн-игры, связанные с геометрическим материалом.
На уроках  «Мир природы и человека» используются интерактивные электронные игры, связанные с сезонными изменениями в природе и временными понятиями.
С помощью информационных компьютерных технологий уроки в первом дополнительном классе становятся интереснее, оборудованы большей наглядностью, у учащихся повышается мотивация к выполнению заданий.
Информационные компьютерные технологии становятся хорошим помощником учителю, работающему в коррекционной школе, наряду с другими средствами обучения. Стоит отметить, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки положительно влияют на процесс обучения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью.