Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка учебного курса  для обучающихся с ОВЗ 
(умеренная умственная отсталость, 
9 класс)

Альтернативная коммуникация

Грабарь Елена Александровна
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся
9 «Д» класс является приложением к приложением к «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011 г.
Цель: создание условий для целенаправленного формирования и развития способов коммуникации воспитанника в возможном для него диапазоне с использованием доступных альтернативных средств коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционно-развивающие задачи: Воспитательные задачи: Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся:
  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
 
Содержание программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 9 «Д» класса разработано на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011 г.
 
Место предмета в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).
Используемые технологии обучения:
Формы организации учебного процесса
Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» и основной формой обучения является занятие. Занятия по альтернативной коммуникации являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
1. Формы обучения (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие):
2. Методы и приемы обучения (общеучебные): Дети легче учатся коммуникации, если с ее помощью могут добиться в повседневной жизни вещей или действий, которые представляют для них действительную мотивацию: Основными методамиреализации программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» являются естественные методы обучения, к которымотносятся:
Адаптированная речь:
Наблюдение за направлением внимания ребенка и определение, что из этого следует. И как результат – переход к совместному вниманию.
Поддержка высказывания: восприятие попыток высказывания как осознанных.
Предоставление возможности управлять процессом общения самому:
Синхронная коммуникация: Приемы обучения: упражнения для сенсорной стимуляции; имитационные упражнения; упражнения на развитие слухового и зрительного внимания упражнения на соотнесение жестов, тактильно воспринимаемых и графических символов; упражнения на понимание элементарных причинно-следственных зависимостей; моделирование ситуаций коммуникации; «чтение» и «письмо» с помощью символов; дидактические игры.
В качестве средств альтернативной дополнительной коммуникации с доказанной эффективностью используются:
Жестовый язык.Эффективен на всех уровнях экспрессии воспитанника. Позволяет оперативно реагировать на коммуникативные сигналы и сообщения воспитанника.
Коммуникативные доски. Используются в режиме дня (календарь, расписание). Ограничения при выраженных двигательных нарушениях.
Коммуникативные альбомы / папки и планшеты / таблицы. Карточки-подсказки (визуальные инструкции). Используются в режиме дня и на занятиях в группе и со специалистами.
Социальные истории. Вводятся и усложняются по мере освоения ребенком альтернативных и дополнительных средств. Способствует расширению коммуникативного словаря, нормализации эмоционального состояния и поведения воспитанников, их социальной адаптации.
Коммуникаторы (коммуникативные устройства с синтезатором речи): коммуникативные кнопки на одно сообщение, GOTALK - 4+, GOTALK - 9+, GOTALK - 20+, говорящие коммуникативные альбомы, мультимедийное интерактивное оборудование.
Элементарными коммуникативными приспособлениями служат: календарь, «визуальное расписание» с ящиком (конвертом) выполненных дел; тематическая коммуникативная доска («доска выбора»), коммуникативная книга с полоской для составления предложения; фотоальбом, «Я — книга», «Книга моих предпочтений», «Коммуникативный паспорт ребенка», «Говорящая кнопка», коммуникатор «Go-Talk».
Примерный лексический минимум жестов и графических символов, список утверждений и просьб, используемых детьми на этапе двухсловной «комбинированной фразы» и техника их выполнения условны и заимствованы из дидактических разработок. Ребенок может применять собственные жестовые обозначения, понятные узкому кругу его собеседников и подлежащие документированию.
В процессе обучения необходимо соблюдать следующие требования и правила:
Процесс обучения использованию символов должен быть многомодальным и вариативным: 3. Виды деятельности обучающихся на занятии: Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, предметно-символьными и картинно-символьными средствами АДК, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, средств АДК.
Формы текущего контроля успеваемости:
При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется без оценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не аттестован). По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в таблицу и служат показателями динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг зоны актуального развития обучающихся необходим для построения и уточнения индивидуального маршрута коррекции, определения ЗБР.
В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»:
Личностные результаты
Предметные результаты (предполагаемые) Регулятивные учебные действия Коммуникативные учебные действия  
                                 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Тематическое планирование
 
Коммуникация с использованием невербальных средств.
( 18 часов)
Приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с  использованием коммуникатора «Формулировка» обобщенного и конкретного требования на соответствующие обращения взрослого в ситуации выбора тактильно воспринимаемого (графического) символа на «доске выбора», в коммуникативной книге, таблице; Просьба  об оказании услуги (помощи) тем или иным человеком посредством жестов.
Ответное комментирование при обращениях взрослого типа «Что у тебя болит?» (например, показывать жестами «болит ухо») или «Кто кричит?» (например, выбирать соответствующий графический символ в коммуникативной книге). Комментирование собственных действий и действий окружающих («Ваня спит»); давать комментарии в ответ на исчезновение предмета, на неожиданное событие и недоумение.
Накладывание предметной картинки на соответствующее изображение на сюжетной картинке; соотнесение предметной картинки и ее изображение на сюжетной картинке; рассматривание  книги самостоятельно. Умение задавать вопросы, требующие ответа «Да»/«Нет»; спрашивать о действиях, местонахождении, времени.
Развитие речи средствами вербальной и  невербальной коммуникации (  29  часов)
Импрессивная речь: Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Узнавание (различение) имён учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Умение отвечать на комментарии окружающих, личные вопросы типа «Что ты делаешь?».  Понимание косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить  предложения, связные высказывания).
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён учащихся класса, педагогов класса  посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо. Глобальное чтение  (19  часов)
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание (различение) названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Письменные упражнения   («письмо» точек,  линий (горизонтальные, вертикальные) . Узнавание, написании буквы А. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: раскрашивание, обводка, штриховка.
Всего: 66 часов