Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зачем и как детям дошкольного возраста
прививать патриотизм

Каткова Наталья Алексеевна

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. 
Что такое патриотизм? Это социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине. Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему Отечеству, любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.
Родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение, как от родителей, так и от своего народа. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.

И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя.

Огромное значение имеет собственный пример родителей, их взгляды к проблемам нравственности и морали, а также и гражданско – патриотического воспитания. Если родители настроены патриотично, то и ребенок с большой вероятностью будет в будущем настоящим патриотом и гражданином.
Ребенок именно в семье получает первые уроки патриотизма. Мать и отец передают ему собственное восприятие к жизни: свою любовь к природе и местам где они родились, к народной песне, к традициям и к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгое время ребенок запоминает свои прогулки со своими родителями в лес, в поле, на озеро. Для ребенка такие прогулки являются полными ярких впечатлений и переживаний. Они формируют в душе ребенка первые чувства любви к родной природе.
 
Формируются патриотические чувства в ребенка в том случае, когда в семье ценят искусство, знакомят детей с шедеврами народного творчества, а также развивают уважительное отношение к искусству всех народов.
Необходимо дать понять детям то, что любовь к Родине выражается не только тогда, когда идет война. Она отражается в постоянном стремлении человека изменять жизнь в лучшую сторону, а для этого нужно хорошо учиться в школе, добросовестно работать, помогать нуждающимся в помощи. 
Большие возможности открывает младший школьный возраст для последовательного и систематического воспитания, в которое в ходит и гражданское, патриотическое, нравственное воспитание. Начала, которые заложены в характер и мировоззрение человека в данном возрасте, имеют крепкую устойчивую основу. Более совершенными формами воспитания детей этого возраста могут быть беседы, воспоминания родителей, короткие рассказы, рассматривание семейного фотоальбома, реликвий (наград, личных вещей, газетных статей), а также посещение музеев, выставок; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему.
Старшему и младшему поколению семьи полезно совместно смотреть исторические фильмы, телепередачи об истории, народа, героях; разучивать героико-патриотические песни. Детей нужно знакомить с военной символикой, а именно знаменами, орденами, медалями, а также почетным оружием и элементами военной формы.
Родители могут создавать такие ситуации, которые требуют от ребенка напряжения воли и сознания, воображения, активной работы чувств, памяти, мышления и внимания. Например, ребенок может выполнять какие – то определенные обязанности в быту по дому, быть ответственным за оказание помощи членам семьи, нуждающейся в ней, по самообслуживанию. На семейных праздниках полезно проводить игры, в которых участвуют все члены семьи.
Полезно привлекать старших подростков к воспитанию младших. Например, они могут проводить простейшие физические и военные тренировки младших членов семьи. 
Как воспитать патриотизм у детей
Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности. 
 
 Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об образовании в РФ» // РГ. 2012. № 303.

  2.  Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. 2006. № 5. С.12-19.

  3.  Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С.114-123. .

  4.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 333 с.

  5.  Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. 2003. №6. С.45-55.