Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеграция формального и неформального образования
на примере работы школьного музея «Русская изба»

Кретова Елена Александровна
Аннотация
В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе школьного музея «Русская изба». Вниманию читателя представлены методологические и теоретические основы процесса реализации формального и неформального образования с использованием возможностей школьного музея. Даётся краткая характеристика уже проделанной за время существования музея работы.
Ключевые слова
формальное образование, неформальное образование, интеграция образовательных процессов, школьный музей, музейное пространство.
Статья
Что такое формальное и неформальное образование?
Говоря о формальном и неформальном образовании, мы чаще всего имеем в виду общее и дополнительное образование. Принято считать, что общее образование развивается как формальное (ему предъявляется стандарт), а дополнительное – как неформальное (за рамками стандарта).
Стремление системы образования реагировать на индивидуальные потребности и социальный заказ требует вариативного подхода, который может быть обеспечен за счет интеграции формального образования с неформальным.
Сегодня нельзя относиться к неформальному (дополнительному) образованию как к досуговой форме образования, необходимой лишь для занятия свободного времени ребенка. Современное дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, имеющий реально более широкое значение – предоставить ребенку возможность личностного, жизненного и профессионального самоопределения и самореализации.
Таким образом, разумное и оптимальное сочетание формального и неформального образования позволит выполнить заказ государства, общества и личности, а значит, достичь актуальных образовательных результатов.
Школа, в первую очередь, должна быть заинтересована в расширении образовательного пространства реализации стандарта за счет интеграции формального и неформального образования. При этом должна обеспечиваться непрерывность и доступность подобного образования.
Такую возможность дает школьный музей.
Этнографический музей «Русская изба» был создан в 2012 году. Этнографическое направление музей получил неслучайно, так как  основным предметом этнографии является изучение жизни народа (в нашем случае русского), его духовной и материальной культур, его исторического развития, а это очень важно для духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Исходя из этого, были сформулированы цель, задачи и принципы работы музея.
Цель: духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Задачи:
 
Принципы работы школьного музея:
Музей относится к этнографическим, и экспозиция представлена в виде фрагмента русской избы. Наряду с подлинными предметами, которых насчитывается  более ста, в музее имеются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки и др.) Есть ряд экспонатов, представляющих собой предметы мужского труда (лапти, серпы, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса из бересты, колодки для обуви и др.) и женского рукоделия (прялки, веретёна и др.)
Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это помогает детям уже в школьном возрасте понять, что они – часть своего народа.
Основными формами образовательно-воспитательной работы в музее преимущественно являются экскурсии, музейные уроки, кружки, литературные вечера, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины, мастер-классы. Данные мероприятия способствуют более глубокому знакомству школьников с историей и культурой нашего народа, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы.
Музей хорошо вписывается в систему и общего, и дополнительного образования. Здесь проходят уроки по литературе и изобразительному искусству.  В программу 5-6 классов по литературе включен раздел «Устное народное творчество». При изучении малых жанров фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, заклички, считалки, скороговорки, загадки), народных песен и сказок мы используем музейное пространство. Например, чтение русских народных сказок с показом предметов, о которых идёт речь.
В программу 5 класса по изобразительному искусству входит раздел «Древние корни народного искусства». Неоценимую помощь оказывает наш музей при проведении уроков по темам:
Учащиеся «входят» в мир крестьянской жизни: не только видят предметы народного быта, но и могут взять их в руки, попробовать   использовать в деле, могут примерить народный костюм.
На базе музея работает кружок «Юный экскурсовод». С детьми разных возрастных групп (11-17 лет) разрабатываются экскурсии и по постоянной экспозиции музея, и по временным. Многие из ребят уже овладели методиками проведения экскурсий. В процессе подготовки экскурсии идет работа по улучшению культуры речи, формированию речевого поведения и коммуникативных навыков.
Для постоянной экспозиции разработаны экскурсии: «Традиции народного костюма», «Бабий кут и мужской труд», «Приходите в гости к нам», «Иван Иваныч Самовар».
За  годы работы музея были подготовлены 3 временные экспозиции:
1) «История утюга». В экскурсию включен мастер-класс по глажке домотканых полотенец с помощью разных видов утюгов (рубель, угольный утюг, чугунный утюг и др.)
Экспозиция на городском конкурсе-смотре выставок «История простой вещи» заняла первое место. Экскурсовод этой выставки – Барабасевич Анастасия, ученица 5 «Б» класса, на городском конкурсе «Юный экскурсовод» также заняла первое место. 
2)  «О спорт! Ты – мир…»  (Вспоминая Олимпиаду-80…   Олимпийская  символика на товарах народного потребления).
Экспозиция на городском конкурсе-смотре выставок «История простой вещи» заняла первое место. Экскурсовод этой выставки – Горбунова Екатерина, ученица 6 «А» класса, на городском конкурсе «Юный экскурсовод» заняла второе место. 
3) «Остановись, мгновенье…» (История фотоаппарата). В экскурсию включен мастер-класс по проявке фотопленки и печатанию фотографий в домашних условиях.
Экспозиция на городском конкурсе-смотре выставок «История простой вещи» заняла первое место. Экскурсовод этой выставки – Мольков Илья, ученик 8 «А» класса, на городском конкурсе «Юный экскурсовод» занял  первое место.
Большое место в работе музея занимает приобщение детей к народным праздникам и традициям. На базе музея проходят празднования  Рождества и Масленицы. Праздник Рождество знакомит детей с основами православной культуры. Праздник Масленица пробуждает эмоциональное отношение к жизни, природе, знакомит с традициями проводов зимы и встречи весны, содействует воспитанию щедрости, доброжелательности, а также уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков.
Таким образом, музейная среда помогает лучше познать народную культуру, активная деятельность школьников и педагогов в условиях музея, реализующаяся при знакомстве с русскими семейно-бытовыми традициями, промыслами, ремеслами, с народными песнями и танцами, праздниками и обрядами, позволяет детям ощутить себя истинными носителями и продолжателями нашей традиционной культуры. А разумное и оптимальное сочетание формального и неформального образования позволяет выполнить заказ государства, общества и личности и достичь актуальных образовательных результатов.