Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методы и формы патриотического воспитания в кадетском корпусе

Макунин Игорь Олегович
История создания кадетских корпусов насчитывает не один десяток лет. Всегда в военных кадетских корпусах важное место в образовательном процессе отдавалось патриотическому воспитанию. Современный этап развития образования в Российской Федерации также, как и сто лет назад, требует от педагогов, воспитателей кадетского корпуса обращать пристальное внимание на формирование патриотических чувств и любви к Родине у воспитанников кадетского корпуса. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2] в качестве одной из основных задач предусмотрено «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России».
  В Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе патриотическое воспитание реализуется на предметном уровне (на уроках общественно-гуманитарного цикла и военной подготовки), во внеурочной деятельности  и занятиях по дополнительному образованию, а также на мероприятиях посвященным дням памяти и воинской славы (Парад Победы, День снятия Блокады, соревнованиях и т.д.).
В данной статье представляется опыт реализации патриотического воспитания в кадетском военном корпусе, рассматриваются методы и формы организации мероприятий. Среди сложившихся направлений внеурочной деятельности, дополнительного образования с воспитанниками по патриотическому воспитанию можно выделить:
На занятиях по внеурочной деятельности и по дополнительному образованию, мероприятиях посвященным дням памяти и воинской славы наиболее эффективными, на наш взгляд, являются методы: убеждения, внушения, поручения, поощрения, стимулирования, личного примера, коллективного дела. Применяемые методы зависят непосредственно от коллектива, в котором находится воспитанник, от уровня сплоченности этой группы, педагогического опыта педагога-воспитателя и уровня социальных взаимоотношений семьи кадета. Воспитателю необходимо выбирать лишь те методы, которыми он хорошо владеет.
Методы должны побуждать воспитуемых, на деятельность. Это задания, поручения с последующей проверкой. Воспитатель оценивает состояние его выполнения и качество, так же осуществляются погружения учащихся в ситуацию успеха. В педагогической практике воспитателей кадетского корпуса, в ходе организации и реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию, используются методы разъяснения и убеждения. В ходе предоставления информации у воспитанников формируются представления о том, что хорошо и что плохо, формируются взгляды о добре и зле, о недопустимом и допустимом. На основе этих представлений формируются позитивные мотивы общения и деятельности воспитанников.
Патриотическое воспитание в кадетском корпусе осуществляется также посредством определенных форм воспитания: кружки, секции, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности, дополнительного образования рассматриваются нами как обладание воспитанниками кадетского военного корпуса набором компетенций: социальной, коммуникативной, гражданской. Сформированные компетенции проявляются в наличии положительных качеств личности воспитанника как будущего офицера Российской Армии: гордость за своё учебное заведение, город, страну, сопереживание команде, взаимовыручка, любовь к близким.
 
Литература
  1. Быков, А.К. Патриотическое воспитание в процессе изучения предметов гуманитарного цикла (литературы, обществознания, истории) [Текст]: Методические рекомендации для образовательных учреждений / А.К. Быков, Н.Н. Казначеева, Е.С. Королькова, А.Ф. Никитин. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. – 264 с.
  2. Вазлеев, В. А. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах / В. А.
    Вазлеев. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. —
    2016. — № 5 (10). — С. 1-3. — RL:https://moluch.ru/th/4/archive/48/1692
  3. Пономарев, П. А. Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11439/ (дата обращения: 11.03.2021).
  4. Царев, И.Н. Воспитательная работа педагогического коллектива при
    актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников
    кадетского военного корпуса/ И.Н. Царев. – Текст: непосредственный//
    Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-
    1. – С. 326-331.