Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование нравственных качеств личности как одно из направлений
работы воспитателя кадетского корпуса

Мищенко Михаил Семенович, 
воспитатель, классный руководитель взвода кадет,
Санкт-Петербургский кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации
 
Нравственное воспитание кадет - одно из направлений работы воспитателя кадетского корпуса. Что же под этим понятием подразумевается?
Чаще всего нравственное воспитание связано с формированием у воспитанников сознательной дисциплины и культуры поведения.
Так ли это важно для успешной деятельности личности?
Оказывается, большинство исследований данного вопроса подтверждают, что дисциплина действительно обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет требования, предъявляемые к труду и к его служебным обязанностям, то это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения ее качества.
В данной статье дисциплина понимается как наличие в коллективе твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил.
Дисциплина делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию. Дисциплинированный человек сам себе создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Поэтому воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения является важной задачей в воспитательно-образовательном процессе кадетского корпуса.
Если обратиться к разработке теории и методики воспитания дисциплины, как и нравственного формирования вообще, в педагогике сложились три основных направления:
  1. Учение педагога Иоганна Гербарта целиком основано на авторитаризме: внушение, угроза, наблюдение за поведением и различного рода наказания, не исключая и физических - основа данного направления;
  2. Теория “свободного воспитания” говорит о том, что дисциплину детей следует поддерживать и воспитывать, обеспечивая им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, нисколько не ограничивая их поведения;
  3. Третье направление - гуманистическое. Его приверженцами были Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский: в основе данного направления - уверенность, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен. В органическом единстве выступают сознание, чувства, навыки и привычки поведения личности, переживание своих обязанностей и внутреннее стремление к их добросовестному выполнению.
Для коллектива кадетов дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, которые связаны со служебными обязанностями личности (в данном случае - с воинской дисциплиной и дисциплиной кадетского корпуса).
В этом заключается определенная специфика дисциплины в системе морали. Она включает в себя целую систему обязательных для воспитанников правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности. И выполнение этих правил должно обязательно носить сознательный, а не принудительный характер: знание правил поведения и установленного в учреждении порядка, понимание их необходимости, закрепившаяся, устойчивая привычка их соблюдения превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью.
Как и воспитание любого личностного качества, формирование культуры поведения базируется на потребности личности в нравственном росте. Этому могут помочь такие педагогические ситуации, в которых кадеты переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем культуры поведения и стремились бы к ее улучшению. Какие методические приемы можно использовать для этих целей? Например:
Конечно, нельзя говорить о том, что формированием нравственных качеств занимаются только воспитатели и классные руководители. Помогают в этом сержанты и командиры; добросовестные воспитанники положительно влияют на микроклимат коллектива. Только тогда, когда работа по формированию нравственных качеств будет проводиться систематически на каждом уроке, занятии, мероприятии и в повседневной деятеятельности, у обучающихся появится устойчивая привычка к выполнению правил и требований дисциплины; будут созданы соответствующие психологические установки в поведении, что позволит кадетам сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами. В итоге, у воспитанников кадетского корпуса будут сформированы взгляды и убеждения, которые и определяют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.