Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Актуализация художественно-эстетического воспитания обучающихся

Пупликовская Екатерина Валерьевна,
преподаватель русского языка и литературы
Бюджетного профессионального образовательного
учреждения Омской области

  «Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского», г. Омск.
E-mail: 666113@mail.ru
 
Аннотация
 
Целью статьи является обращение внимания, в первую очередь преподавателей, на такую тему как «Художественно-эстетическое воспитание обучающихся».
Общество очень быстро меняется, соответственно, меняются и его потребности. Невозможно не признать, что старые модели воспитания уже не работают на современных детях и подростках. Автор статьи хочет дать толчок такому направлению как развитие критического мышления за счёт художественно-эстетического воспитания. Автор предлагает методы и указывает, на что нужно обратить внимание педагогам.
Ключевые слова: воспитание; художественно-эстетическое воспитание; критическое мышление.
 
Если копнуть в историю образования в России, а она имеет глубокие корни, которые уходят к временам древневосточных славян, то можно понять, что эстетическое воспитание неразрывно связано с укладом жизни россиян, православным мировоззрением, наследием фольклора и общего воспитания в семье.

Существует такое понятие как народная педагогика. Она вбирает в себя многовековой опыт воспитания и знания, которые добыты эмпирическим путём. Раньше это были наставления, нравоучения, сочетаемые с поэтическими жанрами. Такими как поговорки, пословицы, сказки, песни и другие фольклорные мотивы.

Затем ведущую роль в эстетическом воспитании переняли на себя семья и церковь. Большое значение придавалось именно Человеку – венцу божественного творения: его душе, телу и духу. Стало устойчивым убеждение, что истинным христианским состоянием должны быть печаль, страдание, а не радость.

Что происходит в настоящее время? Кризис. Кризис на всех уровнях государства, а также в умах людей всех поколений. Потребности государства и общества с каждым годом меняются. То считается, что нужно выработать в обучающихся умения и навыки, то берутся за воспитательную сферу, то учитель выступает в качестве менеджера. На мой взгляд, художественно-эстетическое воспитание могло бы повлиять на развитие обучающихся, которые стали бы способны критически мыслить. Нечасто встретишь человека, который нестандартно подходит к решению проблемы, а тем более в среде учеников. Современное образование должно направить свои пути развития в предоставление возможности показать свои таланты как можно большему количеству обучающихся. Чаще всего школа убивает творческий потенциал в ребёнке, даёт то, что ему вряд ли будет полезным. А ведь важно поддерживать любое стремление к творчеству. Иначе желание творить может надолго исчезнуть или вообще пропасть.

Как я понимаю, художественно-эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности обучающихся, способствующая развитию в них эстетических чувств, формированию представлений и знаний о прекрасном во всех сферах искусства, умению формировать эстетические оценки всему, что их окружает.
От чего зависит уровень художественно-эстетической культуры? Ерасов Б.С. выделяет следующие основные элементы:
В первую очередь отсылка идёт на уроки русского языка и литературы, музыки, ИЗО. А также немаловажную роль играет внеурочная деятельность. Где, если не на уроках литературы, формировать художественный вкус? Как, не водя обучающихся в музеи, можно раскрыть сферу изобразительного искусства? Как вообще научить формировать ценности?
Думаю, следует обратить внимание на следующее:
Моя гипотеза: развитие и формирование основ эстетической и художественно-творческой культуры у обучающихся будет успешным, если:     Становление личности происходит не одномоментно, а поэтапно. Данный процесс протекает не только под воздействием педагогов, также родители должны уделять этому огромное внимание. Если ребёнок двадцать четыре часа в сутки смотрит дома телевизор, вряд ли в школе он захочет рассматривать картины великих художников или слушать Бетховена. Поэтому призыв состоит в том, чтобы целенаправленно и всесторонне воздействовать на обучающегося. Главная цель - развить гармоничную личность.

Список литературы и другие источники:
  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М., 2000. – 591 с.
  2. Эстетическое воспитание и художественное образование в начальной школе: современное состояние и перспективы развития//Начальная школа. - 2010.- №8.
  3. http://sibac.info