Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Досуговое мероприятие (квест-игра) для детей от 2 до 3 лет

По тропинкам в страну Фольклерию

Корнилова Ирина Игоревна,
воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ детский сад № 34
Центрального района Санкт-Петербурга

 

Актуальность темы:

  Наше устное народное творчество – это неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.Поэтому в системе народной культуры большую роль играет фольклор.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детейразвивается поэтический слух.  

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка. 

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки). Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком. Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.

В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.

Цель: Воспитывать нравственные качества через приобщение детей к русской народной культуре и способствование развитию интереса к народным забавам, традициям.

Задачи:

Познавательное развитие:

1.Расширять представление о традициях русского народа и воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;

2. Знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением.

Речевое развитие:

1.Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора (песни, потешки);

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.

Социально – коммуникативное развитие:

1.Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;

2. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Художественно – эстетическое развитие:

1. Познакомить детей с основными музыкальными жанрами русской народноймузыкальной культуры: песней и музыкальными инструментами;

2. Развивать навыки игры на музыкальных инструментах (колокольчик);

Физическое развитие:

1. Систематизировать знания детей о русских народных традициях через квест–игру;

2. Развивать ловкость, совершенствовать двигательные умения и навыки. формировать умение действовать в команде.

Предварительна работа: Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, песни, былины, обсуждение героев, беседа о добре и зле, проговаривание пословиц и поговорок о добре и труде, заучивание потешек.

Оборудование: Оформление центра в группе ввиде русской избы: стол с деревянной посудой, самовар, печь, чугунок, уздцы, коромысло и др. атрибуты русской избы, для квест-игры (сундук с добром – внутри щепочки, макеты печки и домика, макет паровозика., игрушка петушок, котик,платочки, шарики (клубочки), мышки в количестве 12 шт.; колокольчики для игры.  

Действующие лица: бабушка – воспитатель, кот и петушок игрушка

Ход развлечения:

Дети за воспитателем под музыку входят в зал, останавливаются рядом с ним.

Воспитатель здоровается с детками.

Воспитатель: Ой как же сегодня мы с вами нарядно одеты!?

«Дорогие ребята! Сегодня я превращусь на некоторое время в бабушку Ирину и с вами поиграю!

Усевшись важно на окошко, 

Ласково мурлычет кошка. 

Угостить её должны, 

Ведь жарит бабушка блины. 

Пристальный у кошки взгляд,

Нос щекочет аромат, 

С нетерпеньем все вздыхают,

Блины к чаю ожидают.

Я приглашаю вас к себе в гости, в деревню. У меня дома живет много домашних животных. Ну, что поехали ко мне, я вас жду в своем доме!»(Ответы детей).

Воспитатель (бабушка Ирина): Я предлагаю вам отправиться ко мне в деревню на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькие вагончики. Согласны? (Ответы детей). 

Воспитатель помогает деткам выстроиться в одну линию друг за другом и одевает на шею макет паровозика.

Воспитатель (бабушка Ирина): Нам пора ехать, прицепляйтесь вагончики. Посмотрите, ребята, какой у нас поезд получился. Какой он, короткий или длинный? (Ответы детей). 

Звучит музыка «Паровозик чух- чух», дети едут за ведущим, имитируя движение поезда.

Воспитатель (бабушка Ирина): Вот ребята мы приехали ко мне к бабушке Ирине в деревню. Ребята подходят к домику и стучаться. 

Бабушка Ирина приглашает детей в дом. Дети садятся на лавочку.

Воспитатель (бабушка Ирина): Я так рада, что Вы приехали ко мне в гости.

Очень рада я гостям, 

Нашим славным малышам, 

я сейчас все покажу, 

покажу и расскажу.

живу я не одна, 

хозяйство у меня большое. 

Хотите узнать, кто живет у меня во дворе?

Тогда отгадайте загадки:

А вот и моя первая загадка:

- Кто вместе с солнышком встаёт, громко песенку поёт и кричит: «Кукареку! Не лежите на боку!» Дети отгадывают.

Воспитатель (бабушка Ирина): (снимает с заборчика петушка-игрушку) 

- А вот и наш красавец Петя-петушок.

Воспитатель (бабушка Ирина): - А ребятки знают песенку про курочку?

(Ответ детей)

Песенка: «Цыплята»;

Слова Т. ВолгинойМузыка А. Филиппенко.

Вышла курочка гулять свежей травки пощипать, 

А за ней ребятки- желтые цыплятки. 

Ко-ко-ко, ко-ко, 

Не ходите далеко! 

Лапками гребите, 

зернышки ищите! 

Съели толстого жука,

дождевого червяка. 

Выпили водицы, целое корытце. 

(дети танцуют и звукоподрожаю).

Воспитатель (бабушка Ирина):

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится,

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается.

Сегодня мы с вами, ребятки, как в сказку попали, потому мы в гостях у меня: Бабушки Ирины и русской печки. Вот у нас в домах нет такой печки. Зимой от холода нас согревают батареи, а еду мы готовим на плите. А в деревне без печки не обойтись: она и согреет, она и накормит. Поэтому всегда – и сейчас и давным-давно – люди очень любили печку и упоминали её во многих сказках, а еще печку нужно всегда уважать и подбрасывать ей щепочки и дрова. Или она погаснет!

(Бабушка показывает все атрибуты избы).

Кот Васька игрушка (воспитатель звукоподрожает):

Звук Мяу- Мяу-

Воспитатель (бабушка Ирина): Слышите, ребятки, под печкой за занавеской кто-то скребется… Пойдём посмотрим. Да это же мой котик!

Кот Васька: Здравствуйте ребята! Я кот Васька! Я люблю играть, а вы?

(Ответ детей)

Давайте поиграем? Смотрите у меня есть волшебный судочек! Что же тут в нем лежит?

Открывает воспитатель сундучок и показывает.

Кот Васька: Тут щепочки! А вы знаете, для чего мне нужны щепочки?

(Ответы детей)

Кот Васька: Правильно, что бы наша печка не погасла.

Ну, что по играем? А за каждую ваше выполненную игру, Я из сундука буду вам даватьЩепочку!

Дети кричат Игра!

1.Игра: собери цветные глубоки.

Дети собирают клубочки в корзинки по цвету.

(В конце игры сюрприз поощрение от Ваське - щепочка). Бабушка предлагает бросить щепочку в печь, что бы та не погасла.

Воспитатель (бабушка Ирина): Ребята скорей бросайте щепочку в печь или она погаснет!

2. Игра: «Платочки»

Дети стоят в кругу и держат свои платочки за уголочки. Руку с платочком вытянуть вперед. Педагог-ведущий ходит внутри круга и говорит: «1,2,3 – свой платочек сбереги!» После слов он пытается схватить чей-нибудь платочек. Дети стараются, опередив педагога, спрятать свой платочек за спину.

(В конце игры сюрприз поощрение от Ваське - щепочка). Бабушка предлагает бросить щепочку в печь, что бы та не погасла.

Воспитатель (бабушка Ирина): Ребята скорей бросайте щепочку в печь или она погаснет! 

Кот Васька: Ой спасибо ребята порадовали меня.

Что-то я устал, прилягу и посплю.

Воспитатель (бабушка Ирина): Ребятки вы знаете колыбельные песенки? (Ответ детей)

(Поют песенку серенькая кошечка и танцую.) 

Песенка: «Серенькая кошечка»;

слова Н. Найденов; музыка В. Витлиной.

Серенькая кошечка села на окошечко,

Хвостикам махала – деток созывала.

Где мои ребятки, серые котятки, 

Спать пора ребяткам, сереньким котяткам.

Серенькая кошечка села на окошечко,

Хвостиком махала – деток созывала.

(Котик засыпает).

Воспитатель (бабушка Ирина): Ребята пока котик спит, его мышки разбежались, Я предлагаю вам поиграть и собрать мышек коту в его коробочку.

 

 

3. Игра: Поймай мышку.

Воспитатель хаотично по залу рассыпает мышек, а ребята их собирают в коробочку.

Детки собирают мышек под музыку и складывают их в коробочку. (Воспитатель хвалит деток).

Воспитатель (бабушка Ирина): Ребят котик еще спит, давайте его будить!

Танец с колокольчиками.

Воспитатель раздает деткам колокольчики, а детки под музыку будят кота.

Кот Васька: Проснулся

Я был рад встрече с девочками и мальчиками, которые танцевали, играли, пели колыбельную песенку. Вот вам от меня еще щепочка.

(поощрение щепочка).

Воспитатель (бабушка Ирина): Ребята какие вы молодцы. Сколько вы сегодня заработали щепочек и не дали печки потухнуть. Подойдите к нашей печке и давайте все вместе подбросим еще щепочку в печь.

Дети бросают в печь щепочки.

Воспитатель (бабушка Ирина): Посмотрите, ребята, что я нашла в печке? Печка нам с вами добром ответила, блинов напекла, хочет угостить. И мы жадничать не будем, Ваську, Петушка угостим и наших гостей.

Печь пыхчит и угощает деток блинами и пирогами.

Ребята, вкусные блины? А кто нам их помог приготовить? Вам понравилось в русской избе? Придете сюда снова 

(Ответы детей)

Посидели мы на славу,

Говорили от души.

Чай уж пить давно пора,

Приглашаем вас, друзья!

До свидания!

Достигнутые результаты: Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е, всесторонне развивает ребёнка.