Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль загадок в развитии ребёнка

Белясникова Светлана Владимировна

Загадки - одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.Н.Даль писал, что загадка – это «иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ («прозрачен, как стекло, а не вставишь его в окно» - лёд). В сложных загадках изображается какое – ни будь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора, бытовавшим ещё в первобытном обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что загадки распространены у всех, первобытных народов. Они загадывались, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Современный исследователь даёт следующее определение загадки: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». Функциональное предназначение загадки, способствующей «активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности» обусловило её распространение в детской среде. Загадка способствует развитию воображения, стимулирует словотворчество. На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребёнка о внешнем мире,показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие – то новые стороны действительности («Два стоят. Два лежат. Один ходит. Другой водит.» - дверь). Другие в игровой форме показывают некоторые грамматические формы:( «По какой дороге пол года ездят, пол года ходят?» - по реке.) В данном случае загадка пересекается с каламбуром и становится одной из составляющих словесных игр. Отличие детской загадки прежде всего заключается в избираемом предмете, чаще всего это бытовые предметы или существа из животного мира, знакомые ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь. Ушинский в книге «Родное слово» говорил, что загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Загадка является одним из средств всестороннего развития ребёнка.. И в силах воспитателя сделать загадки не просто забавой, а весёлыми, но в полнее серьёзным занятием. Загадка содержит в себе информацию, основываясь на которой, ребёнок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку – значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает ребёнка думать, логически мыслить, а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, общения). Наверное ни одного ребёнка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. С помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разностороннее осмысливать мир, а так же приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству. Загадки «12 месяцев», по экологическому воспитанию, могут служить дополнительным материалом к беседам, занятиям по ознакомлению с природным миром, а так же как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребёнка, нежели просто чтение учебника. Дети в дошкольном возрасте всегда испытывают трудности по ознакомлению с временами года и названием месяцев. Сочиняя стихи – загадки, я постаралась как можно точнее передать сезонные изменения, которые происходят в живой и не живой природе. Использование загадок в работе по экологическому воспитанию с детьми, будет способствовать развитию умению месяц за месяцем восстанавливать логическую взаимосвязь, развивать любознательность, наблюдательность, внимание. А так же воспитывать у детей умение любоваться природой, чувствовать её красоту.

 

 

 

Март.

 

 

 

 


 

 

 

Октябрь.

Ноябрь.