Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Знакомство детей с миром искусства через картины художников

Филимонова Галина Александровна,
воспитатель

«Главный способ привнесения искусства
в жизнь – воспитание у подрастающего поколения
повседневной потребности в красоте»
                                                                       А.С.Макаренко
 
В наше время – время богатой компьютерной технологии, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся эмоционально бедны, не могут показать своё отношение к чему-либо, выразить чувства. Поэтому просто необходимо знакомить детей с произведениями искусства  с детского сада.
Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Васнецова, Левитана, Шишкина, Саврасова. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
Знакомство детей с миром искусства через картины художников является длительным проектом: с младшей группы и до подготовительной к школе группы.
Но такие занятия у детей часто вызывает скукоту, они тяжело воспринимают и запоминают информацию. Поэтому, знакомство  детей с художниками  должно проходить в виде краткосрочных проектов, используя художественные произведения (стихи, сказки, рассказы, загадки и т.д.), музыкальные произведения, видеозаписи, дидактические и словесные игры, свободное рисование детей («Мастерская художника»), можно «подключать» к работе родителей.
 
  В младшем дошкольном возрасте знакомить детей с миром искусства, можно начать с художника  Виктора Михайловича Васнецова, как художника-иллюстратора. В этот период можно использовать иллюстрации Васнецова к сказкам и потешкам, послушать аудиозаписи с   колыбельными песнями, нарисовать  героев потешек.
 В завершении  проекта  предложить родителям вместе с детьми  разучить понравившиеся потешки и нарисовать иллюстрацию к ним,  в итоге у вас получится общая книжка.
Старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину. Они знают, что такое «Набросок» и «эскиз».
Работу по знакомству с репродукциями картин художников мира  можно вести по плану,  используя  нестандартные методы и ситуации:
 
1. Знакомство детей с биографией художника  (доступная информация)
2. Беседа по содержанию картины.
3. Прослушивание музыкальных произведений или просмотр музыкальных видеоклипов.
4. Разучивание стихотворений.
5. Игры и этюды.
6.Работа в «мастерской художника» (дети выступают в роли художников – это даёт возможность  каждому ребёнку проявить свои творческие способности)
 
Можно знакомить детей с картинами, связывая их с лексическими темами.
 
*    В лексической теме «Золотая осень» мы, конечно, используем картину И.И.Левитана «Золотая осень»
 
В период знакомства с репродукцией:

   
*    Осваиваем тему «Одежда» на примере картины В.М.Васнецова «Алёнушка».
А  в подготовительной группе, изучая глубже эту тему, на основе этой картины,  мы сравниваем одежду разной эпохи и разного сословия.
 
В период знакомства с репродукцией:

  Вышла Аленушка гулять,
Чтоб цветов себе нарвать,
Тишина кругом стоит
Лишь кукушечка кричит.
Ты, кукушка, не кричи,
А всю правду расскажи.
Сколько лет еще весной
Мы увидимся с тобой?
Она стала куковать,
Стала Аленушка считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи -  тебе играть!
 
*    Картину  В.М.Васнецова «Три богатыря»,  можно связать с темой «Герои России».
 
В период знакомства с репродукцией:

   
*    На примере  картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом» мы познакомим детей с понятием «автопортрет».
В период знакомства с репродукцией:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или смотрит балерина,
Или Вовка, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.
 
*    Провожая зиму и, обсуждая февральские метели, мы знакомим детей с картиной Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».  
 
В период знакомства с репродукцией:

   
*    Лексическую тему «Весна. Перелётные птицы», конечно, связываем
с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
 
В период знакомства с репродукцией:

   
 
*    В подготовительной к школе группе уместно взять картину Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка».
Есть художники, которые изображают пейзажи, картины, натюрморты. Но есть и такие художники, которые любят наблюдать и рисовать жизнь людей. Это Федор Павлович Решетников и его работа, которая называется "Опять двойка".
 
В период знакомства с репродукцией:
Ругали родители, вредным назвали,
Обидно немного. Заплакать мне что ли?
Но пес подошел, доверчиво глянул...
И нет ни обиды, ни боли!
 
       
Очень важно научить ребёнка видеть красоту окружающих предметов, явлений и показать, как по-разному их отображают в своём творчестве художники.