Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Помощь детям, пережившим эмоциональные травмы, утраты и потери

Олянюк Марина Вахидовна
 
Понимание процесса переживания утрат особенно важно осмыслить приемным родителям, усыновителям, социальным работникам и всем, кто работает в сфере межличностных отношений, поскольку переживание утрат и потерь неизбежно присутствует в жизни и является ее неотъемлемой и естественной частью.
Детям и подросткам групп социального риска необходима помощь, чтобы справиться с утратами и социальным отторжением.
Что мы чувствуем, когда теряем что-то очень ценное для нас, тем более близкого и дорогого нам человека? Как мы ведем себя в это время? Что чувствуем?
Ответив на эти, и другие вопросы, легче понять переживание и действия ребенка, переживающего психологическую травму или потерю близких родственников. 
Вполне типично, что в период переживания утраты, человек почувствует злость или горе, а иногда, и то и другое вместе. Эти чувства являются причиной поведения, которое может быть неприятно, вредно и даже опасно для самого человека и окружающих. Дети и подростки особенно нуждаются в помощи и поддержке во время переживания горя, утраты или потери.   Им трудно осознать, что переживать чувство злости, вины и горя - это естественно и нормально. Дети еще не знают подходящих (социально приемлемых) способов выражения этих чувств.
Эмоциональные срывы часто случаются, когда у родителей, воспитателей, педагогов или усыновителей приемных детей не хватает понимания, необходимых знаний, терпения, навыков, чтобы помочь детям справиться с их переживаниями в период утрат.
У социальных работников и педагогов также не всегда хватает профессиональных умений, терпения и понимания, чтобы оказать эффективную помощь детям, подросткам и их семьям справиться со стрессом или пережить тяжелую жизненную ситуацию.
Утраты являются естественной частью нашей жизни. Некоторые утраты "предсказуемы". Другие происходят неожиданно и непредсказуемо, ситуационно. Например, когда люди молоды, мы ожидаем, что вырастем и оставим родительский дом. Позднее, как и наши родители, мы ожидаем, что наши дети вырастут и оставят дом. Мы понимаем, что наши родители, к сожалению, как и все когда-то, умрут, став старыми.
Такие события доставляют нам горе, несмотря на то, что мы их воспринимаем как часть жизненного цикла. В некоторых случаях, даже в результате переживания горя, человек испытывает облегчение. Так, большинство родителей осознает, что их повзрослевшие дети, со временем, будут жить самостоятельно.  Больные или старые люди не могут бесконечно продлевать свою жизнь. Переживание ожидаемой утраты может сопровождаться не только горем, но также двусмысленным отношением: понимаю, что это неизбежно, но не могу с этим смириться. Следует признать, что длительные переживания таких чувств негативно и разрушительно действуют на психику.
Неожиданные утраты не являются естественной и ожидаемой частью нормальной жизни. Например, люди создавая семью, не планируют, что брак закончится разводом. Большинство супругов ожидает, что у них будут дети, если они этого захотят, поэтому и воспринимают бесплодие или развод, как неожиданную утрату.
Никто не ждет серьезных заболеваний или травм, потерю дома или работы, расставания с детьми, пока они не вырастут. Родители не ожидают пережить своих детей.
К сожалению, как ожидаемые, так и неожиданные утраты, являются частью жизни. Разница состоит в том, как люди к ним относятся и как переживают их. Одни могут справиться только с предполагаемыми утратами, другим хватает душевных сил справиться даже с неожиданными утратами. Есть люди, у которых возникают трудности с преодолением утрат любого рода, и большими, и маленькими. Преодолевая утраты, люди открывают, что опыт утраты - как предполагаемой, так непредсказуемой - делает их действительно сильнее. Люди последней категории могут считаться “хозяевами" своей жизни или просто сильными людьми. Они не только справились с утратами в своей жизни, но часто обладают жизненным опытом, у них достаточно сил, чтобы помочь другим в переживании утраты и потери. Как говорится, не бывает людей, у которых нет проблем. Бывают люди, которые умеют их разрешать и те, кто с ними не может справиться, но это касается в первую очередь взрослых. Дети еще не обладают достаточным жизненным опытом, необходимыми знаниями, их психика находится в стадии развития. Детям особенно тяжело справиться с потерями и утратами.
Почему социальные работники, педагоги, родители или усыновители должны иметь опыт успешного преодоления утрат? Потому, что они должны уметь оказывать поддержку детям в сложной жизненной ситуации.
Утраты доставляют горе всем, но большинство людей учится справляться с ними. Иногда люди, не обладая достаточным личностным ресурсом, бывают столь подавлены горем и опустошены своими утрами (предполагаемыми и неожиданными), что не способны сформировать плодотворный или позитивный жизненный опыт. Хорошо, если в это тяжелое время им кто-то помогает справиться с утратами. Это особенно актуально для детей групп социального риска, которым приходится преодолевать в своей, еще детской жизни, много утрат и больших потерь.
Специалисты, работающие с детьми (педагоги, воспитатели, родители или приемные родители, усыновители, социальные работники, психологи), в этой связи, должны уметь справляться не только со своими утратами, но и обладать навыками оказания помощи детям, подросткам и их семьям справиться с утратами. С целью расширения границ наших знаний и методической помощи в этом вопросе предлагается этот материал.
1. Влияние утраты на чувства и поведение.  Стадии горя.
Давайте рассмотрим на конкретном примере, как влияет на наши чувства и поведение утрата особо ценной вещи.  
Вспомните ситуацию, когда вы потеряли такое, что имело для вас сентиментальное значение (например, украшение или что-то из того, что было подарено любимым и значимым для вас человеком). В подобных случаях сначала люди часто ищут потерю в одном и том же месте много раз: карман, ящики с одеждой и др. Уговаривают себя, читают молитву, договариваются с собой: "…если я найду мое кольцо в этот раз, то обещаю, что всегда буду держать его в безопасном месте…”. Осознавая, что вещь точно пропала и, возможно, даже была украдена, приходили в ярость в отношении того, кто ее взял. Или узнавали, что вещь пропала из-за нашей беззаботности. Злились на самих себя. Горевали, думая, о том, как пропавшая вещь может быть возвращена. Смирялись с потерей, понимая, что жизнь должна продолжаться, заменяли пропавшую вещь или учились жить без нее.
Элизабет Кублер-Росс предлагает описание этих пяти последовательных стадий переживания горя положить в основу классификации. Перечисленные стадии возникают в отношении утраты, как ценной вещи, так и значимых отношений с другим человеком.
В тренинговые программы обычно включается анализ таких ситуаций и обсуждение следующих стадий.
Стадии процесса горя.
1. Шок или отрицание.
2. Примирение (принятие события).
3. Злость.
4. Отчаяние.
5. Разрешение ситуации или согласие с ней.
2. Путь через процесс горя.
Очень важно проанализировать стадии процесса горя, поскольку   этот процесс:
 
Проанализируем последовательность прохождения этапов процесса горя.
Путь через процесс горя начинается со значимой утраты, он представлен следующей схемой.
Путь прохождения через процесс горя

*

Утрата

здоровья, значимых  людей или самолюбия.
*
             шок <> отрицание
*
примирение
*
злость:
 злость наружу (действия) <> злость внутри (депрессия)
*
понимание
*
овладение ситуацией
*
овладение утратой
 
Первая категория утрат включает потерю здоровья кого-либо, обычно связанное с травмой или болезнью. Другая категория больших утрат включает временное или постоянное отлучение от любимого человека, такое, как развод, смерть или смена ребенком приемной семьи. Третий вид утрат включает утрату самолюбия и чувства достоинства. Эти утраты обычно сопровождают другие виды утрат. Они также могут иметь место, когда задеты чувства человека, когда к нему относятся с пренебрежением или неуважением.
Дети и подростки групп социального риска, как показывает практика, обычно имеют опыт переживания всех трех видов утрат:
-утрату здоровья из-за того, что ими пренебрегали или тяготились;
-потерю родителей, братьев или сестер, к которым они испытывали сильную привязанность;
-утрату самолюбия из-за чувства социального неприятия, недостойности, неадекватности и неспособности контролировать события своей жизни.

I стадия: шок или отрицание

Когда случается значимая утрата, часто первой реакцией оказывается шок или отрицание.
Дети и подростки на стадии шока или отрицания в процессе горя могут вести себя следующим образом.
 
Дети и подростки на стадии шока или отрицания в процессе горя нуждаются в поддержке.
Можно помочь ребенку подходящим способом использовать ритмическое поведение, как, например, игра в мяч, прыжки через веревку, просмотр телевизора в кресле-качалке, или выбор новой кассеты с записями для прослушивания.
Следует проявить терпение в постоянных ответах на повторяющиеся вопросы и вселить уверенность, что такое состояние естественно и нормально.
Ребенку нужно позволить держать у себя любимую вещь, без того, чтобы ее мыть, убирать или складывать с другими.
В этот период дети нуждаются в медицинском внимании. В этот период к настоящим болезням и травмам, а также в уверении, что воображаемые болезни незначительны.
Ребенок должен находиться в поле зрения и быть доступным для ненавязчивого наблюдения, чтобы избежать травм.
Нужно “разрешить” детям допускать ошибки и объяснить им, что ошибки совершают все.
В этот период дети остро нуждаются в уверении, что их ценят и уважают; в напоминании, что они в безопасности; в предоставлении им максимального количества фактической информации, чтобы помочь понять ситуацию.

II стадия: соглашение

Следующая стадия на пути преодоления утраты - соглашение. Эту стадию зачастую тяжело распознать, потому что соглашение обычно проходит “внутри”.
Дети и подростки на стадии соглашения могут проявлять следующие формы поведения.
Дети и подростки на стадии соглашения в процессе переживания горя нуждаются:  
Кроме этого, дети и подростки нуждаются в фактической и непредвзятой информации по поводу того, что с ними произошло.  Например, такой как: "Твоя мама не могла обеспечить твою безопасность, поэтому тебе нужно пожить с нами или приемной семьей, пока социальный работник и твоя мама будут придумывать план как вам безопасно жить вместе". Или: "Детям нужно расти в семье, и мы - семья, где ты можешь расти в безопасности, где о тебе будут заботиться".
 
 
III стадия: злость
Почему депрессии является частью злости?
Злость – это вторичная эмоция. Мы чувствуем злость только после того, как пережили другие чувства. Это типично и для ситуации переживания утраты. Чувство злости намного сильнее, если произошли утраты всех категорий: утрата здоровья, значимых людей и самолюбия. Вот почему мы видим столько злости, исходящей от детей и подростков, переживших утраты и потери, также, как и от их родителей. Чем опустошительней утрата, тем более вероятно, что будет реакция шока (отрицания) и соглашения перед тем, как появится злость.
Чувством злости часто сопровождается утрата самолюбия когда кто-то ранит наши чувства, не оправдывает наших ожиданий. На самом деле, если вы будете вести "дневник злости" в течение недели и записывать каждый раз, как и почему вы будете злиться, вполне вероятно, это будет из-за того, что кто-то не делает того, что вы хотите. Это и ранит наши чувства и наше самолюбие. Если происходит только утрата самолюбия, то мы можем “проскочить” стадии шока (отрицания) и соглашения, попадая сразу в стадию злости.
Что происходит с чувством злости?
3лость может быть “выпущена” наружу и проявляется в разных формах внешней агрессии, но может подавляться и быть спрятана внутри. Злость, подавляемая, загнанная внутрь - это депрессия. Иногда человек оказывается в состоянии смены между "злостью наружу" и "злостью внутри". Часто даже взрослые люди не знают, как справиться со своими чувствами, как проявлять их не подавляя в себе злость и не впадая в деструктивную разрушительную агрессию. Встречаются люди, которые проходят по жизни, загоняя злость внутрь, находясь при этом в депрессии. Все мы встречали взрослых людей, которые почти всегда злятся или пребывают в депрессии.
Дети и подростки, которые утратили здоровье, значимых людей или самолюбие из-за физической зависимости, пренебрежения или плохого эмоционального обращения, сексуального насилия, естественно будут чувствовать злость, выразят ее наружу, загонят внутрь или будут колебаться от одного состояния к другому.
Дети и подростки на стадии" злости наружу" в процессе переживания горя могут вести себя следующим образом:
 
На стадии "злости наружу" в процессе переживания горя дети и подростки нуждаются:
Примечание: социальные работники, психологи, приемные родители или усыновители должны обладать навыками и технологиями обращения с детьми, пережившими эмоциональные травмы и потери. Уметь войти в контакт, оказать психологическую поддержку, иметь альтернативы физическому наказанию, предвидеть негативные последствия неадекватных подходов.
 
 
На стадии "злости внутри" или отчаяния в процессе переживания горя дети и подростки могут:
 
Дети и подростки, которые находятся на стадии "злости внутри" или в отчаянии нуждаются следующей поддержке:
Примечание: очень важно сохранить прогресс в умственном развитии и здоровье ребенка.
 
IV стадия: понимание (разрешение или принятие)
Эта стадия может следовать за внешней агрессией (действием) и депрессией. Было установлено, что некоторые люди так и не могут преодолеть свою злость или депрессию, оставаясь в этом состоянии длительный период времени. Состояние злости или депрессии разрушительно влияет на психику, поэтому очень важно перейти к пониманию своих утрат.
"Понимание", являясь предпоследней стадией переживания горя, идентифицируется также как стадия разрешения или принятия ситуации. В конечном итоге, чтобы не произошло, мы должны прийти к осознанию реальности нашей утраты и продолжать жить. Может быть, “разрешение” и “принятие” являются не совсем подходящими словами для описания таких глубоких переживаний, как утраты? Удивительно, что мы должны принять утраты (согласиться с тем, что уже ничего не вернуть), особенно те, которые были неожиданными.
Педагоги, воспитатели, приемные родители, усыновители и социальные работники часто задают вопрос, а реалистично ли ожидать, что дети и подростки смогут достичь какого-то уровня принятия или разрешения ситуации, связанной с большой утратой.
Теоретически, у ребенка есть право на безопасное детство. К сожалению, у части детей это право остается нереализованным.
Некоторые детям нужно достичь взрослого возраста, прежде чем они станут способными завершить процесс переживания горя принятием ситуации, связанной с большой утратой. Бывают случаи, когда этого так и не происходит.
Поэтому в данном случае предлагается использовать другое слово – “понимание”. Многие из нас не приняли утраты, которые пережили, но мы пришли к пониманию, как они произошли и почему. Для детей и подростков бывает невозможно согласиться с разрывом со своей кровной семьей, приемной семьей или усыновителями. Родителям невозможно согласиться со смертью детей, которых они пережили. Может быть, возможно лишь помочь детям прийти к пониманию того, что с ними случилось и почему это произошло. При этом, следует принимать во внимание их возраст, уровень развития эмоциональных и других способностей. Нужно помочь детям и подросткам использовать понимание (согласно их возрасту и уровню развития) для того, чтобы справиться с чувствами и построить поведение позитивным образом.
 
Дети и подростки на этой стадии понимания могут:
Дети и подростки на стадии понимания в процессе горя нуждаются:

V стадия: завершение.

Следующий шаг на пути процесса переживания горя называется “завершение”.
С определенным признанием и пониманием утраты, при наличии определенной внутренней силы и некоторой внешней помощи на этом пути дети, подростки и взрослые начинают учиться справляться со своими утратами.
 
Какие характерные чувства и поведение наблюдаются у детей и подростков на этой стадии?
Дети и подростки на стадии завершения в процессе горя могут использовать новые формы поведения, которые начинают формироваться и присоединяться к прежним моделям. Например, капризы могут уменьшаться по мере того, как ребенок учится справляться с разочарованием. Ребенок может начать интересоваться деятельностью в семье или школе, и чем более успешный опыт он приобретает, тем больший интерес у него появляется. Подросток может проявлять больше доверия, лучше обслуживать себя, одеваться и др.
Изменения в поведении происходят постепенно. Грусть и злость переживаются одновременно, но дети могут быть уже не так сильно поглощены чувствами переживания горя. В этот период дети могут отставать в развитии.
Дети и подростки на стадии завершения процесса переживания горя нуждаются в семье и друзьях, которые могут оценить и поддержать их прогрессивное преодоление утраты.

VI стадия: управление утратой.

Наконец, последний шаг в процессе переживания горя - это управление утратой.
Люди, которые доходят до этой стадии, не только научились справляться со своей утратой, но также узнали, как помочь другим справиться с болью своих утрат. Мы называем это стадией управления утратой. Социальному работнику, приемным родителям, усыновителям или педагогам необходимо понимание всего процесса и умение управлять утратами. Управлять утратой может тот, кто прошел по пути горя в своей собственной жизни и развил не только навыки справляться с этими проблемами лично, но также имеет достаточно эмоциональных ресурсов, чтобы помогать другим.
Как говорилось выше, одни люди, особенно дети, так и не могут справиться со своими утратами. Другие, после проживания и преодоления утрат, оказываются более сильными за счет приобретенного опыта.
Одна из самых важных функций, которые есть у службы сопровождения и социальной поддержки - это оказание помощи детям в процессе переживания утраты.
Важно, чтобы они смогли:
- найти подходящие способы выражения своей злости и грусти,
- прийти к пониманию своих утрат,
- сформировать некоторые навыки справляться с горем.
 
Следует помнить, что процесс горя - естественная реакция на опыт утраты. Каждый ребенок или подросток, помещенный в детский дом, интернат, приемную семью или к усыновителям последовательно, но в индивидуальном темпе проходит процесс переживания этих стадий. Можем ли мы предполагать, что 2-х летний ребенок достигнет хоть какого-то уровня понимания? Разумно ли ожидать, что подросток, который в течение нескольких лет страдал от сексуального насилия, сможет управлять горем к 18 годам?
Согласно мнению доктора Веры Фальберг, у которой за плечами многие годы опыта работы с детьми, подростками и семьями, вовлеченными в службу сопровождения: "Утрата никогда полностью не восполняется. Она может способствовать проявлению различных ресурсов и способностей, но нет причин, чтобы она стала угрозой для приемной семьи. Горе и утраты детей и подростков не должны  подвергнуть опасности приемную семью. Предполагается, что новая семья ребенка или подростка (приемная или усыновившая его) должна стать источником исцеления, а не источником проблемы".
Взрослым нужно строить взвешенные ожидания по поводу того, какой прогресс возможен для данного ребенка, и предлагать разумную и приемлемую помощь, которую возможно оказать.

В заключении следует привести факторы, влияющие на процесс переживания горя:

Например, 8-ми летнему ребенку, помещенному в приемную службу из-за сексуального насилия, можно сказать: "То, что твой отец делал - против закона. Он не может видеть тебя, пока не поймет, что он делал — неправильно. Твоя мама должна понять, как она может защитить тебя и как заботиться о тебе. Естественно и понятно, что тебе плохо, ты чувствуешь отчаяние и грусть по поводу того, что произошло. Тебе будет безопасно здесь. Пока твои родители не смогут заботиться о тебе". Но 3-х летний ребенок, перемещенный по той же самой причине, не может адекватно воспринять эту информацию. Ему необходим успокаивающий голос, подходящее прикосновение и постоянство поддержки.
Стадии обдумывания процесса проживания утраты.
Часть I. Идентификация информации.
Часть II. История утраты.
Часть III. Текущая стадия в процессе горя.
Часть IV. Настоящая ситуация в семье.
Часть V. Следование по пути горя.