Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по практическим работам
(Специальность 050144 «Дошкольное образование»)

Методические разработки по ПМ 03

Исаченко Светлана Ивановна

  Учебная дисциплина: «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»  - ПМ. 03, МДК 03.01.                                                       

Практическая работа № 1

Тема: Анализ методов обучения детей дошкольного возраста и форм организации детей дошкольного возраста в ООД и вне ее.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

1.     Что такое обучение? В чем состоит своеобразие обучения детей дошкольного возраста.

2.     Раскройте содержание понятия – метод обучения?

3.     По каким основаниям классифицируют методы обучения? Какие классификации методов  обучения могут быть использованы в дошкольной педагогике?

4.     Как выбрать методы обучения?

Основные теоретические положения:

Методы обучения - это упорядоченная система, последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование качеств личности.

Встречаются классификации по одному основанию: если в качестве признака-классификатора выступает

1. источник знания (Н.М. Верзилин), то выделяют наглядные, словесные и практические методы;

2.дидактические цели (М.А. Данилов, М.М. Левина), то методы группируются зависимости от характера задач обучения;

3.если признаком-классификатором является уровень самостоятельной активности обучающихся (по типу, характеру познавательной деятельности) (И.Я. Лернер и др.), то ему соответствуют исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный и информационно-рецептивный методы;

4.если классификация базируется на структуре учебной деятельности, а именно по целостному подходу к процессу обучения (Ю.К. Бабанский), то выделяют методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и операций.

И так, основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?».

 

Задание:Используя одну из классификаций методов, составьте аннотированную библиографию, которая поможет проиллюстрировать применение методов обучения в педагогическом процессе ДОУ.

Порядок выполнения работы:

1.     Ознакомиться с одной из классификацией методов обучения.

2.     Найти в литературных источниках примеры использования данной классификации методов в обучении детей дошкольного возраста.

3.     Докажите целесообразность применения методов с точки зрения решаемых задач обучения.

4.     Оформите библиографическую карточку.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

1.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения /Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПБ, Питер, 2013.

2.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Академия, 2009.

3.     Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2006.

Дополнительная литература:

1.     Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. –М.,Мозаика-Синтез, 2000.

 

Практическая работа № 2

Тема: Педагогические технологии развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Разработка таблицы современных  образовательных педагогических технологий.

Пояснительная записка.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое педагогические технологии развития ребенка.

2. Что такое познавательная деятельность дошкольника.

3. Образовательные педагогические технологии их роль в развитии дошкольника.

4. Назовите виды образовательных педагогических технологий и дайте краткий комментарий к ним.

 

Основные теоретические положения:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

-        Концептуальность

-        Системность

-        Управляемость

-        Эффективность

-        Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 

    Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

 

 - логикой процесса,

 

 - взаимосвязью его частей,

 

 - целостностью.

 

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

 

Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

 

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

 

Структура образовательной технологии:

 

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

 

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

 

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-        здоровьесберегающие технологии;

-        технологии проектной деятельности

-        технология исследовательской деятельности

-        информационно-коммуникационные технологии;

-        личностно-ориентированные технологии;

-        технология портфолио дошкольника и воспитателя

-        игровая технология

-        технология «ТРИЗ» и др.

Задание:Рассмотреть основные образовательные технологии в ДОУ и  заполнить таблицу.

Название образовательной технологии

Задачи

Форма организации

Проектная деятельность

 

 

Уровневое обучение

 

 

ТРИЗ

 

 

Исследовательская деятельность

 

 

Диалоговое обучение

 

 

ИКТ

 

 

Порядок выполнения работы:

1.     Познакомьтесь с современными образовательными технологиями в ДОО.

2.     Отберите ведущие.

3.     Дайте подробную характеристику им.

4.     Заполните таблицу.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Учебная и специальная литература:

1.     Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПБ, 2010.