Индивидуальный образовательный маршрут
Усманова Наталья Владимировна,
учитель ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается для максимального включения обучающего в образовательный процесс при помощи доступных видов деятельности. Цель образовательного маршрута - социально-бытовая ориентация ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 3 «И» класса
на 2015/2016 учебный год
Учитель: Усманова Наталья Владимировна
Санкт-Петербург
2015 год
Содержание:
1. Общая информация о ребенке.
2. Пояснительная записка.
3 Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута
4.Ожидаемые результаты
5. Разработка направлений деятельности учителя по освоению образовательных программ.
6. Формирование социальной компетентности.
7. Перечень учебно- методического обеспечения.
8. Интернет-ресурсы
9. Список литературы.
10. Список учебных пособий.
1.Общая информация о ребенке:
А. обучается по адаптированной общеобразовательной программе «Особый ребенок» с 01.09.2015г., с 3-и класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с умеренной умственной отсталостью).
Мотивация учебной деятельности снижена. Уровень познавательных возможностей крайне низкий.
Внимание нарушено, оно отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, объем внимания мал. Сенсорная сфера нарушена. Развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов отстает. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Предметные представления недостаточны по возрасту. Представления об окружающем мире сужены.
По физическому состоянию ребенку во время учебных занятий необходим дополнительный отдых и перерывы.
Недостаточное интеллектуальное, психомоторное и психофизическое развитие требует повышенного внимания, индивидуального сопровождения обучающейся со стороны учителя.
2.Пояснительная записка.
Индивидуальный образовательный маршрутразработан на основе:Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3 «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС. Индивидуальный образовательный маршрут подготовлен в соответствии с учебным планом ОУ №502 на 2015-2016 учебный год.
Цельучебно-воспитательного процесса:
-Формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
-Формирование максимально возможного навыка самостоятельности;
-Совершенствование качества жизни учащегося.
Задачи:
-Выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
-Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей
-Создание условий для освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования
-Повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития
-Корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики
-Способствовать формированию у учащегося положительную оценку себя и своих способностей
-Формировать бытовую ориентировку. Прививать общепринятые правила и нормы поведения
3.Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута
-Воспитывающий характер обучения.
-Принцип практической направленности.
-Принцип расширения социальных связей.
-Коррекционно-развивающая направленность обучения.
-Принцип доступности обучения.
-Принцип индивидуального подхода.
-Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
-Принцип целостности педагогического процесса.
4.Ожидаемые результаты:
-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей на основе приобретённых знаний;
-Рост качества знаний по изучаемым предметам;
-Повышение активности во внеурочной деятельности;
-Развитие коммуникативных навыков;
-Повышение мотивации к обучению;
-Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
5.Разработка направлений деятельности учителя по освоению образовательных программ.
Предмет
|
Раздел программы
|
Содержание коррекционной работы
|
Развитие речи и окружающий мир
|
Развитие общих речевых навыков
|
Пробудить речевую активность.
Развивать умение вести себя на уроке.
Формирование умения смотреть на себя в зеркало, на другого человека, на педагога.Развитие восприятия речи и внимания к речи.
|
Это-я.
|
Владение социально-значимыми навыками в повседневных жизненных ситуациях.
Умение заучивать
|
|
Мои игрушки
|
Формирование социально-значимых навыков в повседневных жизненных ситуациях.
|
|
Мир людей
|
Формирование простейших знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
|
|
Природные материалы
Явления природы
|
Различать времена года
Умение играть с природными материалами (кинетический песок, рисование на песке)
|
|
Мир животных
|
Формирование простейших знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности, представлений о животных и растениях
|
|
Альтернативное чтение
|
«Чтение» телесных и мимических движений.
|
Копировать мимику учителя при произношении звуков. Узнавать буквы и правильно произносить звуки, которые они обозначают. Копирование движений.
Игры, задания на подражание действиям учителя
|
« Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
|
Узнавание образов по пиктограммам. Произношение и копирование звуков.
Уметь соотносить картинку с её названием.
Запоминать небольшие стишки
|
|
«Аудиальное чтение».
|
Узнавание звуков и обозначение их жестами. Умение слушать. Усидчивость.
Копирование звуков. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок. Игровые упражнения на узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).
|
|
Графика и письмо
|
Упражнение для развития тонкой моторики рук.
|
Повторение движений за учителем. Узнавание предметов. Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики
|
Рисуночное письмо
|
Ставить точку. Соединять точки. Обводить по трафарету. Различать цвета. Игры с красками. Рисование пальцами
|
|
Жестово- образные игры
|
Повторение движений за учителем. Игры с пальчиками с использованием различных массажёров (мячики, кольца и др.)
|
|
Ритмические упражнения
|
Копирование движений учителя. Выполнение действий по команде.
|
|
Письменные упражнения
|
Выполнение работы по обводке, соединению точек.
|
|
Математические представления и конструирование
|
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно- разборными, мозаикой, палочками)
|
Наблюдение и повторение за действиями учителя. Конструирование по заданию.работа со сборно-разборными игрушками, конструирование из палочек
|
Количественные представления -
|
Правильно соотносит количество предметов с числом. Выполнение штриховки, раскрашивание картинок
|
|
Представление о форме
|
Выполнение самостоятельных действий по просьбе учителя. Игровые задания на группировку предметов по форме. Выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму
|
|
Представление о величине
|
Упражнения по сопоставлению двух предметов по величине. Различать понятия: высокий, низкий, широкий, узкий
|
|
Пространственные представления
|
Игры на перемещение в пространстве. Игровые упражнения на изменения положения частей тела (по образцу)
|
|
Временные упражнения
|
Различать понятия день и ночь с названием признаков. Различать по признакам времена года.
|
|
Ручной труд
|
Упражнение со строительным материалами.
|
Изготовление простых поделок. Знать цвета, форму, размер. Игровые упражнения с конструктивными игрушками (кубики, «лего» и т.п.)
|
Упражнения с бумагой.
|
Изготавливать простые поделки из бумаги, овладевать приемами работы с бумагой.
|
|
Упражнения для развития тонкой моторики рук
|
Копирование движений учителя. Упражнения для кистей рук: сжимание бумаги разной плотности и фактуры. Пальчиковая гимнастика
|
|
Упражнения с пластичными материалами
|
Работа с пластилином, кинетическим песком. Закрепление приёмов лепки.
|
|
Упражнения с бросовыми материалами
|
Выполнение приёмов работы: скатывание, скручивание.
|
|
Упражнения с тканью
|
Выполнение приёмов работы с тканью (разрезание ткани на полоски, аппликация)
|
6. Формирование социальной компетенции
Направление деятельности
|
Конкретные задачи на период
|
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил
|
- Воспитывать умение слушать и слышать инструктаж;
- Учить выполнять правила безопасного поведения в школе и на улице
|
Формирование гигиенических правил
|
- Учить пользоваться предметами личной гигиены (расческа, мыло, полотенце);
- Учить оценивать свой внешний вид
- Учить правильно надевать одежду, застегивать и расстегивать пуговицы, молнию;
- Учить одеваться по сезону;
- Учить соблюдать культуру приёма пищи
|
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время)
|
- Учить правильно сидеть за партой;
- Учить правильно держать карандаш, ручку
- Воспитывать умение слышать и выполнять инструкцию;
- Развитие и активизация словарного запаса (школьные принадлежности);
- Воспитывать умение подготовить необходимое к уроку
|
7. Перечень учебно- методического обеспечения.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.
Б. Бараева, Д. И Бойков. В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Бариевой, Н И. Яковлевой. -СПб. ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
8. Интернет-ресурсы
http://www.youtube.com/watch?v=fOpfH76mKho-обучение чтению
videouroki.net- обучение чтению
http://www.solnet.ee/
9. Список литературы.
-
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
-
Книга для педагогов и родителей. СПб, 2003.
-
Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград, 2005.
-
Ковалько В.И. Школа физкульминуток: 1-4 класс. Москва, 2010.
-
Кудрина С.В. Оглянись вокруг. СПб, 2005.
-
Кудрина С.В. Как мы живем (Наблюдаем, размышляем, играем). СПб, 2005.
-
Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб, 2010.
-
Вохринцева С. В. Окружающий мир. Дидактический материал Изд. «Страна Фантазий», 2006
-
Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. - М :Эксто-Пресс, 2001.
-
Демидова П. М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания М.: ДРОФА, 2008.
-
Монакова II. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников СПб Речь, 2008
10.Список учебных пособий.
-
Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Москва, 2006.
-
Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонение в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М ВЛАДОС, 2003
-
Новотворцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯЛТУ, 1999.