Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация межпредметных коммуникаций в школе

Евстафьева Карина Аркадьевна,
учитель истории и истории Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 156

Постановка проблемы: Поиск качественно новых способов преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в современном информационном пространстве.

Существующие проблемы:

При анализе вышеперечисленных проблем напрашивается вывод:  при отсутствии государственной идеологии и порабощении личности ребенка виртуальным пространством на социальные  дисциплины в современной школе ложится  особая роль духовно-нравственного воспитания ребенка. На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в этой связи выпадает особая смысловая нагрузка – формирование духовных, нравственных, патриотических ценностей в сознании учащегося  через восприятие Петербурга, как Большой и малой Родины. А отсюда и восприятие самого предмета учащимися как некой базы для познавания  других предметов учебной программы.

Перспективы совершенствования учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» в условиях современного информационного пространства.

Актуальность:

Цель:  1. Необходимость изменить содержание и организацию образовательного процесса в связи с новыми требованиями к освоению новых стандартов на основе принципов конвергенции.

2. Формирование у учащихся целостной системы восприятия мира, через создание единой вертикали в образовательном пути посредством интеграции учебных предметов.

3. Использование предмета «История и культура Санкт-Петербурга» как базового предмета, на основе материалов которого, путем интеграции в различные дисциплины учебного плана, будет формироваться индивидуальное культурное и социальное пространство учащегося, устойчивое понимание им значимости культурного, научного, политического и других значений роли Петербурга, восприятие учебной и научной информации через «призму Петербурга». Возможность  приобрести технологические компетенции и применить их в культурном поле Петербурга укрепят осознание личности ученика как Петербуржца и россиянина

Методическая идея

Новизна идеи состоит не в  предложении отдельных разовых интегрированных уроков по различным предметам. И не в формировании единого бинарного учебного плана, объединяющего два или даже несколько учебных предметов, а в  создании конечного продукта совместной деятельности учителя и учащихся в виде различных проектов и презентации, которые учителя предметники могли бы использовать для работы на своих уроках, согласно своему учебному плану.

Такая деятельность поможет ученику

 

 

В основе  идеи лежит метод проектной деятельности, который предполагает движение субъекта от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: Позиционное самоопределение – анализ ситуации – проблематизация – концептуализация – программирование (создание программы мероприятий по достижению задуманного) – планирование. (Этапы выделены в соответствии с определениями этой деятельности в работах авторов: Н.Г.Алексеев, Е.С.Заир-Бек, В.Р.Имакаев, Т.И.Шамова)

При работе над проектами используются:

Содержание же подразумевает под собой интегрированность предметов не только друг с другом, но и с другими областями не только ученической, но и общечеловеческой деятельности. В качестве контролирующего фактора предусматривается  рефлексия и личное продвижение каждого ученика при решении индивидуальных авторских задач.

Подобная инновация дает основание предполагать, что использование ее поможет перейти к деятельностному подходу в образовании

Содержание и этапы реализации

Используя метод проектной деятельности, учителем и учеником создается совместный проект по определенной теме, который может быть использован как самим учеником, так и учителями предметниками в другом предметном пространстве.

1 этап    Поисковый

Поиск или выбор темы индивидуального  (реже коллективного) проекта.

На этом этапе особенно важно не внедряться в процесс поиска, он должен носить строго индивидуальный характер. Так как в противном случае, сталкиваясь с трудностями у ученика или пропадает желание  действовать, так как тема навязана учителем, или ученик действует формально.  Необходимо дать время, оговорив заранее какое, и обсудить с учеником его выбор.

2 Этап    Вариативный

(Варианты развития событий)

А. Ученик сделал свой выбор самостоятельно и предлагает тему.

В этом случае необходимо  определить мотивацию выбора, возможные цели деятельности (почему и зачем) и предполагаемый результат (что должно получиться в итоге).

Этот материал необходимо зафиксировать для этапа представления своего продукта.

Б. Ученик не может определиться с выбором темы.

Чаще всего это происходит от незаинтересованности и неуспешности в  изучаемом предмете или  от нетвердости и поверхностности знаний. Возможно так же слабое развитие перспективного мышления.

В этом случае необходимо предложить различные поля деятельности, не предлагая конкретную тему проектирования. Это сузит тематическое поле, тем самым облегчит поиск области, в которой будет сформулирована тема. При таком варианте развития действий на этом этапе возможно и единомоментное разрешение вопроса определения темы и разведение на два подэтапа

3 Этап          информационный.

Так как подразумевает поиск и сбор информации по теме.

На этом этапе важно правильно ориентировать «автора» на отбор информации, так как сужение проектного поля не позволит ему создать универсальный межпредметный проект, а эту цель необходимо ставить перед учеником изначально, это лишь повысит его индивидуальную мотивацию.

4 этап   Структурный

Структурирование материала для учеников представляет серьезную  трудность, так как если человек не имеет этой природной способности, то для того чтобы сформировать основы этой деятельности, требуется множественное повторение. Поэтому на этом этапе роль учителя увеличивается и превращается в роль сопровождающего.

5 этап  Коррекционный

Коррекционный этап необходим для того, чтобы сверить почти готовый продукт и целями и задачами, которые ставились на 1 этапе. Здесь же идет работа по универсализации материала для предложения его к использованию в различных межпредметных областях. Девизом работы на этом этапе  необходимо сделать цитату из К.Пруткова «Необъятное не объять», то есть, в погоне за обилием специальной информации может пропасть идея и ценность самого проекта.

6 этап   Премьерный

Так как именно здесь происходит первое представление проекта с оценкой (не отметкой, хотя это то же допустимо) его значимости.

7 Этап  Тиражирование.

Здесь имеется в виду различное использование конечного продукта в разнообразных формах:

8 этап     Архивный

Архивирование материалов и приведение их в полную готовность для использования любым участником образовательной деятельности.

9 этап    Лавры.

На этом этапе, хотя он может не выделяться как отдельный, автор- ученик имеет возможность получить различные формы оценки (здесь уже и отметки)  своей деятельности.  Особенно важно отметить, что в рамках данной ученической деятельности роль учителя значительно изменяется и переходит в плоскость настоящего сотрудничества, и, в некоторых моментах, даже ученичества.

Ожидаемый результат

  1. Учащийся научается находить возможности, на базе приобретенных знаний и опыта, ориентироваться в различных предметных и межпредметных пространствах, и даже во внешкольной жизни.
  2. Сформированность межпредметных связей
  3. Овладение на практике разнообразными методами и формами
  1. Приобретение опыта публичных выступлений
  2. Повышение самооценки и, как следствие, повышение мотивации к изучению предмета и обучению вообще

Средства контроля

Формы оценивания:

Критерии оценивания:

 

Примечание

 

 

  1. Применение

Мною были проанализированы учебные планы базовых школьных предметов. В результате я пришла к выводу,  что существует возможность интегрирования в следующих предметных областях:

История и культура Санкт-Петербурга в:

Литературе (Тематика интегративных проектов)

- Литературный Петербург 18, 19, 20 веков.

(Возможен вариант проектов, посвященных одному автору):

- Театральный Петербург

- Литературные музеи Петербурга

- Литературные герои в Петербурге (Пушкин, Гоголь , Достоевский и другие)

Истории (тематика  интегративных проектов)

- Петровский, Елизаветинский, Екатерининский, Павловский    Петербург

- Петербург 19 века (Александр 1, Николай 1, Александр 2, Александр 3, Николай 2)

- Революционный Петроград,       - Ленин и Ленинград

- Ленинград в эпоху Сталинских репрессий

- Советский  Ленинград

Возможны и различные другие формулировки тем проектов, в зависимости от корректировки планирования учебных планов.

ОБЖ    Тематика интегрированных проектов

- Наводнения в Петербурге

- Комплекс защитных сооружений (дамба) в Петербурге – причины и история создания.

- Петербургские пожары (Зимний дворец, окраины Петербурга, первые пожарные команды)

История в :