Учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Кузнецова Василина Гениевна
Учебный процесс в начальной школе построен в форме очного обучения и обучения на дому (для обучающихся с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем).
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:
Учебные занятия, учитывая особенности наших детей, проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели.
В первых классах используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе - мае – по 4 урока по 40 минут каждый; в сентябре-октябре месяце четвертые уроки проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Со второго класса у учащихся по ФГОС вводится иностранный язык, который ведется в рамках учебного плана.
В учебный план 4 класса , учащегося по ФГОС, включен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Комплексный курс является светским.
Во всех классах особое внимание уделяется не только учебному времени, но и времени после уроков. Все дети имеют возможность посещать кружки, дополнительные занятия развивающей направленности.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом, логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении развития и индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогами службы сопровождения- логопедами, психологами, дефектологами.
Для обучающихся по ФГОС организована школа полного дня, которая включает в себя урочное время, обязательный перерыв на обед и прогулку, занятия внеурочной деятельностью.
Задачи внеурочной деятельности
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;
личностно-нравственное развитие учащихся;
-формирование общей культуры обучающихся;
- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;
-сохранение и укрепление здоровья учащихся;
-преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности (коррекционно- развивающие занятия)
-овладение навыками адаптации учащихся к социуму (индивидуальные, групповые занятия развивающей направленности)
-развитие творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями (ритмика (фонетическая ритмика))
- активизация познавательной деятельности и социально-трудовая адаптация учащихся;
-повышение уровня умственного развития детей;
-формирование отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
-овладение учениками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности
Во внеурочной деятельности реализуются программы образования детей по следующим направлениям: коррекционно-развивающее, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, военно-патриотическое, проектная деятельность.
Таким образом в начальной школе особое внимание уделяется непрерывности образовательного процесса и воспитательной работы. Все дети имеют возможность не только получать знания во время уроков , но и развивать свой внутрениий мир во время дополнительных занятий.