Авторы: Парамонова Наталья Олеговна и Колкова Марина Владимировна
Практическое применение индивидуализации в образовательном процессе
Для начала необходимо разобраться, а что же такое индивидуализация? В литературе данное понятие трактуется по-разному, я для себя выделила следующее определение:
«Индивидуализация обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению».
При анализе данного определения сразу встает вопрос, а как учитывать эти индивидуальные особенности учащихся, а главное, каким образом выявить эти особенности? Отсюда следует, что первым этапом при реализации данного направления будет являться изучение индивидуальных особенностей учащихся. В конечном результате, педагог получает некий портрет класса, которой наглядно показывает, по каким направлениям предстоит индивидуализировать процесс обучения. Категориальный арсенал в настоящее время достаточно обширный. Распределение происходит по физическим, психо-физиологическим, познавательным особенностям. Исходя из полученного портрета индивидуальных особенностей педагог приступает ко второму этапу – выбору способов, методов и приемов. К счастью, методическая база предлагает множество различных вариаций. Задача педагога на данном этапе состоит лишь в том, чтобы изучить основные принципы работы, а уже способы и приемы остаются на усмотрение учителя.
Важно понимать, что индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают стандарты и реальные возможности каждого ученика.
При использовании понятия “индивидуализация обучения” на практике речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школе индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями,
2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы;
3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы.
Принимая во внимание вышесказанное, использование индивидуализации обучения доступно каждому педагогу в своей практической деятельности!