Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Большакова Ольга Аркадьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №213 с углублённым изучением английского языка Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Аннотация. В статье раскрыто понятие «функциональная грамотность» и ее составляющие. Рассмотрены наиболее действенные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников. Ключевые слова: младшие школьники, начальная школа, функциональная грамотность. На сегодняшний день в число актуальных проблем современного образования входит проблема формирования у школьников способностей мобильной и успешной адаптации к изменчивым условиям социального взаимодействия. Общество заинтересовано в людях, обладающих не только огромным объемом неизменных знаний, но и сформированными навыками самообразования, умеющих творчески и нестандартно мыслить в процессе решения жизненных задач. О недостаточности только предметных знаний для жизни человека еще в середине прошлого столетия заговорили западные специалисты и исследователи в области образования. Им удалось обосновать инновационную модель «непрерывного образования, включающую в себя четыре ключевых блока компетентностей, связанных со знанием, действием, существованием и с жизнью в обществе» [5]. С точки зрения отечественных исследователей Н.Ф. Виноградовой, Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой, Н.В. Кулаковой, грамотность не является только техническим навыком, поскольку связана с такими понятиями, как общение и вовлеченность, и встроена в собственный личностный контекст. Человека можно считать грамотным, если он, во-первых, способен воспринимать в разных контекстах ту информацию, которую ему сообщают другие, а, во-вторых, – готов в разных сферах сообщать другим то, что они способны понять. Таким образом, акцент в образовании постепенно смещается со сбора и запоминания информации к овладению навыком ее правильного применения, а во главу угла в современном образовании остро ставится вопрос формирования  метапредметных компетенций школьников, определяющих возможности подходящих как личностного, так и профессионального самоопределения субъектов образования.  В связи с вышесказанным, среди ряда исследователей (И.В. Анурова, Е.А. Басова, Е.В. Бахарева, Г.А. Бордовский, Ю.А. Сверчкова, П.И. Фролова, И.В. Шутова) прочно утвердилась идея о развитии функциональной грамотности обучающихся, высокий уровень которой дает возможность личности мобилизовать свои образовательные ресурсы в различных сферах жизнедеятельности социума. Впервые понятие «функциональная грамотность» появилось в середине прошлого века в документах ЮНЕСКО. По определению А.А. Леонтьева, «функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3]. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, когда формируются и развиваются познавательные способности и мировоззрение, а также происходит развитие ключевых компетенций личности, позволяющих успешно формировать универсальные учебные действия младших школьников, что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности. К таким ключевым компетенциям относятся:  – организационные умения, включающие компетенции личностного самосовершенствования (регулятивные действия); – интеллектуальные умения, которые содержат учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые компетенции (познавательные универсальные действия); – коммуникативные умения, включающие в себя общекультурные, коммуникативные, социально -трудовые компетенции (коммуникативные действия); – оценочные умения, включающие ценностно-смысловые компетенции (личностные действия). Н. Ф. Виноградова [6] представляет функциональную грамотность младшего школьника в виде совокупности определенных показателей, к основным из которых относятся готовность успешно взаимодействовать с постоянно изменяющимся окружающим миром; возможность решать нестандартные задачи (как учебные, так и жизненные); способность строить социальные отношения в соответствии с нормами и правилами; сформированность рефлексивных умений. Решение этой задачи в начальной школе рассматривается на уровне реализации требований происходит Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки. В соответствии с требованиями стандарта, процесс организации урочной и внеурочной деятельности предполагает создание условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.  Требования указанного стандарта предполагают развитие функциональной грамотности абсолютно на всех уроках. В связи с этим, перед педагогом начальной школы стоят колоссальные задачи:  – развить мышление учеников, переведя его из наглядно - действенного в абстрактно -логическое, развить их аналитико-синтетические способности;  – развить связную речь детей, в том числе обучить их приемам смыслового чтения;  – развить память и внимание, фантазию и творческое воображение; – развить коммуникативные способности, способность общаться, эмоции и управлять своим поведением.  К сожалению, процесс формирования функциональной грамотности младших школьников в педагогической практике сталкивается с рядом проблем. Среди главных недочетов отечественной системы образования специалисты отмечают низкий уровень умения анализировать, обобщать и интерпретировать информацию у младших школьников, а также их неумение выразить собственную точку зрения, обосновать гипотезу решения задачи в условиях неопределенности, когда отсутствует единственно верный ответ. В качестве причины такого положения дел отмечается сложившаяся годами традиция начальной школы проектировать и реализовывать образовательный процесс на основе репродуктивного подхода, который нацелен на механическое воспроизведение заученного. Так, около 70% учебных заданий предполагает исключительно операции, воспроизводящие учебный материал без его осмысленного восприятия. Соответственно, начальная школа сегодня остро нуждается в эффективных современных педагогических технологиях как на уроках, так и во внеурочное время, а также в обновленной системе учебных заданий. По мнению Н.Ф. Виноградовой [6], к одному из ключевых навыков функциональной грамотности, на развитие которого должен обращать особое внимание педагог начальных классов, относится грамотность в чтении. На сегодняшний день способность работать с информацией (в первую очередь, осмысленно, с пониманием читать текст) – непременный фактор успешности человека. Соответственно, благодаря использованию на уроках русского языка и литературного чтения активных методов и приемов формирования читательской грамотности можно сформировать у младших школьников умения организовывать свое рабочее место, работать с учебником, со словарем, распределять время, находить и корректировать ошибки, логически рассуждать, аргументировать свою точку зрения и в то же время выслушивать собеседника и деликатно вести диалог. Особенно эффективным способом служит использование элементов беседы, в ходе которой детям предлагается дать более развернутые многослойные ответы с использованием дополнительной информации из жизни и других произведений литературы. Кроме того, в качестве эффективных приемов работы с текстом можно выделить: мозговой штурм, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с остановками, чтение про себя с пометками, фишбон, дерево предсказаний, вопросы после текста, синквейн, кубик Блума, инсерт, двойной дневник, сюжетная таблица, кластер, интеллект-карта. По словам Г.С.Ковалевой [2], функциональная грамотность проявляется в первую очередь в решении сложных нетипичных проблем, выходящих за рамки учебной ситуации. Таким образом, для того, чтобы оценить уровень функциональной грамотности, педагог должен предложить младшим ученикам нетипичные задачи, приближенные к реальной действительности и связанные с разными сферами деятельности человека. Задания должны соответствовать следующим критериям: метапредметный характер содержания; разнообразие заданий по типу (стандартные или интерактивные) и форме (с открытым ответом, с закрытым ответом, с развернутым ответом); представление заданий в различных информационных форматах (текст, таблица, график, схема, диаграмма и т.д.). И.Ю. Алексашина [1] большую роль в формировании функциональной грамотности отводит наличию в арсенале педагога начальных классов набора технологий развития критического мышления учеников, одна из задач которой – образовательная мотивация, то есть повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности. Младшим школьникам необходимо научиться выработать критический подход к любому утверждению, предусматривающий поиск подходящих аргументов (логических, экспериментальных, математических, лингвистических) для подтверждения своей позиции по рассматриваемой проблеме. Им необходимо научиться выработать критический подход к любому утверждениям, предусматривающий поиск подходящих логических аргументов, экспериментов, математики, лингвистики на рассматриваемую проблему. В этом аспекте автор уделяет особую роль урокам окружающего мира, где рассматриваются темы, касающиеся таких важнейших для человека ценностей, как жизнь, здоровье, важности научных открытий и научного познания, глобальных проблем человечества, изучение которых должно натолкнуть учеников на понимание того, что монополии на истину не существует и любые утверждения могут быть предметом дискуссий и критики. К.А. Баранников, М.С. Добрякова, И.Д. Фрумин, И.М. Реморенко [5] предлагают в качестве приоритетного вида деятельности младших школьников рассматривать поисково-исследовательскую деятельность, которая должна быть направлена на формирование следующих умений: выдвигать гипотезы, строить доказательства, оценивать возможность преодоления интеллектуального препятствия при его возникновении, работать с информацией (поиск, анализ, обобщение, интерпретация). Благодаря такому подходу, обучение в начальной школе приобретает деятельностный характер, что формирует у детей умение самостоятельной образовательной деятельности. Такое умение является одним из главных условий формирования у учеников младших классов функциональной грамотности, способствующей поиску механизмов и возможностей эффективной и быстрой адаптации в современном мире. Поэтому процесс формирования функциональной грамотности младшего школьного возраста будет эффективен при определении компонентов функциональной грамотности, их основных характеристик; разработке и реализации специальной системы педагогической технологии и учебных заданий, соответствующие критериям, указанным в вышеизложенном; организации поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Таким образом, современным педагогам необходимо уметь использовать в своей практике метапредметные развивающие задания и технологии, позволяющие задавать необходимые векторы, направленные на формирование, развитие и совершенствование функциональной грамотности младших школьников как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Список использованных источников 1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. – «КАРО», 2019. – 130 с. 2. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г.С. Ковалева // Вестник образования России. – 2019. – №16. – с. 32 – 36 3. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов; под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – с. 22 – 25 4. Современные образовательные технологии: Практика формирования функциональной грамотности учащихся в условиях реализации новых предметных концепций (г. Лесосибирск, 9-10 ноября 2021 г.) – Лесосибирск, 2021. – 178 с 5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 c. 6. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.