Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование кинезиологии во внеурочной
деятельности учащихся начальных классов

 
Попова Марина Михайловна;
Колпаченко Ирина Михайловна,
воспитатели ГПД 
ГБОУ СОШ
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Термин «Кинезиология» произошел от двух латинских слов «кинезис» - движение и «логос» - учение. Это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела физической активностью. При использовании кинезиологических упражнений развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Этим упражнениям более 200-сот лет. Ими пользовались Гиппократ и Аристотель.
Комплексы кинезологических  упражнений включают в себя несколько направлений:
Например: телесные упражнения нормализуют чрезмерное мышечное напряжение и неконтролируемую мышечную вялость.  Это хорошо всем известная пальчиковая гимнастика. К ней относится не только упражнения на развитие мелкой моторики, но и упражнения, в которых задействована кисть руки. Например: «Ладонь – ребро – кулак».  Также, можно  группировать и чередовать в определённой последовательности несколько пальчиковых упражнений. Например: «дом – ёж – замок».
Более сложными кинезиологическими упражнениями считаются те, где задействовано всё тело. Под влиянием таких упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При этом сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
К группе телесных упражнений относятся и точечный массаж. А также, различные упражнения с элементами массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.
Зрительная гимнастика помогает снять физическую и психоэмоциональную напряженность, укрепляет глазные мышцы, расширяет поле зрения и служит профилактикой глазных заболеваний.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Различные этапы дыхательной гимнастики можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
          Релаксационные упражнения способствуют расслаблению и снятию напряжения. Здесь можно использовать и телесные и дыхательные упражнения, сопровождая их классической музыкой.
Во время релаксации можно объединить точечный массаж и музыкальное сопровождение. Ниже предложены названия музыкальных произведений при разных эмоциональных состояниях.
Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние:
 Ф. Шуберт) При релаксации можно использовать элементы цветотерапии. Например, игра «Цветные сны»: дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Воспитатель ГПД называет цвета, а дети должны «увидеть» в чем-то заданный цвет (синяя река, синее небо, желтое платье, зеленая трава и т.д.) выборочно опросив детей, называется другой цвет. Воспитатель, касаясь ребенка рукой, просит ответить. Затем цвет меняется. Продолжительность одного цикла – 10 – 15 сек, продолжительность игры – 1 минута.
Возможно использование музыкальных фрагментов без использования кинезиологических упражнений, как фон.
Определенный цвет помогает воздействовать на разные психофизические процессы:
Синий цвет –расслабляет, уменьшает напряжение.
Красный активизирует- работоспособность, стимулирует психические   процессы.
Жёлтый-нейтрализует негативные действия.
Зелёный - успокаивает, создает хорошее настроение.
Например: чтобы снять напряжение, подбираем изображения предметов только синего цвета и соединяем их с музыкой.
На уроке для физкультминуток и динамических пауз учитель выделяет только несколько минут. Конечно, этого недостаточно. Для достижения лучшего результата необходима система и время. Разрешить эту проблему помогает внеурочная деятельность, которая включает в себя различные формы работы:
ВД «Умная гимнастика», проекты, беседы); В своей работе мы реализуем две спортивно - оздоровительные программы: «Здоровейка» и «Кладовая игр».
Программа «Здоровейка» состоит из четырёх частей: 
Каждая часть состоит из 7 разделов:   Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 30-40 минут. Построена программа на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.
При реализации программы предполагаесят обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа «Кладовая игр» предусматривает задания, упражнения, подвижные игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Детский организм чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких условиях, которые помогали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности в учебной деятельности.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и снизить негативные моменты, которые имелись в их физическом развитии.
В программу “Кладовая игр” вошли разделы:
 1 раздел “Русские народные игры” изучается с 1 по 4 класс
 2 раздел “Игры разных народов” изучается в 3 и 4 классах
 3 раздел “Подвижные игры” изучается с 1 по 4 класс
 4 раздел “Эстафеты” изучается с 1 по 4 класс.
Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Анализируя различные материалы по здоровьесберегающей деятельности, мы с коллегами очень заинтересовались кинезиологией и решили попробовать составить программу внеурочной деятельности «Умная гимнастика».
Программа составлена на основе  метода «Образовательная кинестетика». Основателями этого метода являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются В.Ф. Базарный, А.Л. Сиротюк и другие.
Цель программы – сохранить и укрепить физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся путём использования кинезиологических упражнений.
Продолжительность занятий – 30-40 мин. Периодичность занятий – 2 раза в неделю. При проведении занятий важно помнить:
          Программа состоит из нескольких комплексов. Каждый  комплекс –
это 6-9 упражнений, каждое из которых поможет школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно учиться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать. Эти  комплексы упражнений снимают стрессовые телесные зажимы, помогают «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела. Упражнения в каждом комплексе постепенно усложняются. Отработка каждого комплекса – не менее 4-х недель.
 Комплекс упражнений «Умная гимнастика» состоит из трёх групп:
  1. Упражнения, пересекающие среднюю линию тела;
  2. Упражнения, растягивающие мышцы тела;
  3. Упражнения, повышающие энергию тела и углубляющие мотивацию.
Например: Комплекс №1состоит из следующих упражнений: Кроме рассмотренных выше упражнений можно дополнить комплексы упражнениями с мячиками. При точечном массаже использовать шарик СУ-ДЖОК.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что возможности использования кинезиологических упражнений для более эффективной работы по здоровьесбережению достаточно велики, как в урочной так во внеурочной деятельности. Они дают возможность положительно влиять на многие функции организма, улучшать мозговую деятельность. И всё это осуществляется через движение, которого детям очень не хватает. Творите, создавайте, импровизируйте!