Использование нетрадиционных музыкальных
инструментов, как средство креативности
Дроздова Людмила Витальевна
Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего лицея. Анализируя результаты своей работы по музыкальному обучению, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у школьников.Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Показателем творческого развития индивида является креативность Креативность (от англ. Creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительную устойчивую характеристику личности. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:
· интеллект, «интеллектуальные способности»,
· «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
· знания и навыки.
· творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
· самовыражение, свободный выбор ребенком способа воплощения своего замысла;
Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего лицея. Анализируя результаты своей работы по музыкальному обучению, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у школьников.
Приобщение младших школьников к музыке наиболее естественно происходит в процессе музицирования. Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, тем более, если эти инструменты необычны, креативны.
В работе по данному направлению я ставлю следующие задачи:
1. Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в ходе игры на инструментах.
2. Создать благоприятные условия для развития музыкальных и творческих способностей детей в наиболее сензитивный период их развития.
3. Расширять кругозор детей через знакомство и совместное создание собственными руками новых самодельных инструментов.
Придерживаюсь таких принципов: доступности и системности, гибкости и вариативности, недопустимость упреков и порицаний, создание игровых ситуаций, направленный на успех каждого ребенка, гуманно – личностный подход к каждому ребенку.
Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем перед детьми прекрасный мир звуков, способствующих развитию психических процессов (внимание, ощущение, память, мышление, восприятие, воображение; развиваем стремление к сотворчеству, обогащая внутренний мир каждого ребенка. Созданные руками детей необычные музыкальные игрушки-инструменты также находят применение в музыкальных уголках групп.
Чаще всего в работе с младшими школьниками я использую шумовые нетрадиционные инструменты, т.к. они просты и доступны детям при извлечении звука. Таких инструментов в нашей копилке очень много.
Обучая детей игре на нетрадиционных музыкальных инструментах, я стараюсь чтобы эти уроки носили творческий характер. В звучании инструмента мы с детьми находим аналогию с каким – либо явлением природы: звуки падающих капелек дождя, шуршание листвы, пробегающий мимо ежик и т.д. В младшем школьном возрасте, когда у детей уже есть определенные навыки игры, я побуждаю детей придумывать простейший ритмический аккомпанемент, переносить его на шумовые инструменты. Мы с ними пробуем озвучивать стихи, сказки. Это помогает развивать фантазию, воображение и творчество детей. Весь комплекс приемов приобщения школьников к исполнительству развивает у них самостоятельность, внимание, организованность, творческую активность. Освоение элементов музыкального языка у нас проходит в процессе игры, сказки. Это создает условия для детей творить свою музыку.
Обучение детей через творчество способствует проявлению креативности, которая есть в каждом ребенке. Педагогический процесс превращения бытовых шумов в музыку (звон, шуршание, стук, шорох) помогает ребенку самостоятельно организовывать звуки, развивает музыкальный слух и творчество.
На уроках музыки я использую шумовые и тембровые импровизации детей. Дети творят музыку на том уровне выразительности, который доступен и первично-универсален для них. У такой музыки главный смысл в том, что она помогает детям изучать мир через музыкально–творческую игру. Это служит важной цели – пробуждению и развитию первичной креативности у детей.