Экологическое образование для устойчивого развития в начальной школе
Брыкалова Екатерина Игоревна,
учитель начальных классов ГБОУ Гимназии № 171
Центрального района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматривается экологическое образование и воспитание младших школьников в интересах устойчивого развития в рамках ФГОС. Материал может быть полезен методистам школы, учителям начальных и старших классов, воспитателям.
Ключевые слова: экологическое образование, устойчивое развитие, межпредметные связи, ФГОС-2
Сегодня мы стремимся улучшить качество жизни. Вся наша деятельность происходит в природе, однако у неё есть свои ограничения. А, значит, мы не можем бесконечно использовать природные ресурсы, и это должно осознавать всё общество. Человек стремится как можно больше получить от природы, но не задумывается о последствиях. Урегулировать это потребления призвана экономика через бережное отношение к окружающему миру и экономичное использование того, чтобы даёт природа.
Поэтому меня заинтересовало образование в интересах устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, оставляя возможность будущим поколениям также удовлетворять свои потребности.
Соответственно, образование в интересах устойчивого развития ставит перед собой ряд задач:
- помочь учащимся осознать, почему устойчивое развитие значимо для каждого из нас;
- использовать подходы, активно вовлекающие учащихся в обсуждение проблем устойчивого развития;
- научить учащихся рассматривать проблемы с различных точек зрения;
- стимулировать учащихся к размышлению об этих проблемах.
Помимо содержания (чему учить?), в образовании для устойчивого развития также важен и сам процесс обучения (как учить?), где значимым оказывается то, что происходит с самим учащимся.
А, значит, мы сможем заинтересовать ребят в познании и сохранении окружающей среды, во взаимодействии с другими людьми, а также осознавать и оценивать свою роль в улучшении будущего.
Образование для устойчивого развития направлено на достижение изменений в сознании и поведение человека. Любые личностные изменения возможны только при активной включённости личности в деятельность и общение.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть овладение определёнными знаниями и умениями, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду.
Для экологического воспитания мы должны решить следующие задачи:
– доказать ученикам, что в природе всё взаимосвязано
– помочь научить, для чего человек должен знать природные связи, не нарушать их, ибо нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы человека
– помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе.
Экологические представления формируются при непосредственном наблюдении природы, надо использовать прогулки, вводить сезонные экскурсии.
Осуществляя межпредметные связи с уроками изобразительного искусства и трудового обучения, мы создали свою «Красную книгу», для которой дети рисовали исчезающие виды животных и растений и писали для них тексты-комментарии.
На рисовании дети придумали знаки, призывающие к бережному отношению к природе, рисовали понравившихся им птиц, а на уроках труда делали для них кормушки.
На уроках русского языка используются тексты упражнений и диктантов о природе, например:
«Не рвите подснежник!
И ландыш не рвите!
Не делайте палку на случай
Из маленькой ёлки колючей»
По развитию речи можно предложить ребятам придумать рассказы на тему: «Живи родник, живи», «Последняя ромашка на земле», «Война консервных банок с людьми», «Продавец воздуха», «Капелька воды».
На уроках математики решаем задачи на экологические темы, проводим арифметические диктанты, устный счёт.
В качестве примера приводим ряд задач, содержащих данные экологического характера.
- Одно крупное предприятие выбрасывают в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистных сооружений?
- В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
- Можжевельник в сутки выделяют 30 кг ароматических веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а берёза – 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем берёза?
- Для предупреждения размыва оврага по одному из его склонов посадили 27 кустарников, а по-другому склону – на 7 кустарников больше. Сколько кустарников посадили по обоим склонам оврага?
- Ежедневно на планете вырубается более 33 000 га леса. Сколько га леса исчезнет на планете за год?
В своей работе я использую метод проектов. При выборе тематики проектов исхожу из того, что в первую очередь дети должны знать дом, в котором живут. Сегодня они многое знают, но не имеют часто представление о конкретном городе, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах,но не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат. Вот темы, которые разрабатывали дети: «Родная моя река», «Моя Родина», «Сохраним родную Землю».
Тесно сотрудничаю с экологическим центром ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Работаю над предложенными ими проектами «Капля каплю бережёт», «Балтийская регата». Основная цель проводимой работы – просвещение учащихся по вопросам бережного отношения к природе, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы, убеждения на собственной практике в том, что чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду и тот, кто этого действительно хочет.
Для нас, школьных учителей, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Мы хотим донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за свой двор, где часто устраивают свалки мусора; за парки, леса, половины которых сгорели от небрежно брошенной спички; за луга за селом, трава на которых выжигается просто так ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу - не будет Родины.
Важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях, экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специального курса экологии.