Школа развития речи
(программа внеурочной деятельности)
Ревва Елена Валерьевна
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса «Школы развития речи» являются обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
{C}1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
{C}2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
{C}3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Ожидаемый результат:
-овладение родным языком на более высоком уровне;
-развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления.
Календарно-тематическое планирование 1класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
Форма организации деятельности |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||||
1 |
|
Речь и ее значение в жизни. Техника речи. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
2 |
|
Устная и письменная речь. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
3 |
|
Особенности устной речи. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
4 |
|
Слово. Лексическое значение слова.
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
5 |
|
Слова-«родственники» и слова-«друзья». |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
6 |
|
Слова, противоположные по смыслу. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
7 |
|
Однозначные и многозначные слова. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
8 |
|
Толковый словарь. |
0,5 |
0,5 |
1 |
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи) |
9 |
|
Предложение. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
10 |
|
Простое предложение с точкой, вопросительным знаком и восклицательным знаком. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
11 |
|
Членение текста на предложения.
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
12 |
|
Редактирование простого предложения. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
13 |
|
Редактирование простого предложения. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
14 |
|
Составление предложений по вопросу учителя. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
15 |
|
Составление предложений на тему. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
16 |
|
Составление предложений по картинке. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
17 |
|
Понятие о тексте. Тема текста. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
18 |
|
Отличие текста от отдельных предложений. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
19 |
|
Вычленение опорных слов в тексте. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
20 |
|
Озаглавливание. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
21 |
|
Основная мысль текста. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
22 |
|
Выделение частей текста. Составление плана. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
23 |
|
Составление плана текста. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
24 |
|
Типы текстов. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
25 |
|
Коллективное составление текстов по заданной теме. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
26 |
|
Коллективное составление текста по сюжетным картинкам. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
27 |
|
Коллективное составление текста по плану. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
28 |
|
Коллективное составление текста по опорным словам. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
29 |
|
Восстановление деформированного текста. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
30 |
|
Культура общения. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
31 |
|
Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи) |
32 |
|
Слова – выражения приветствия, прощания. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
33 |
|
Речевая практика. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. |
итого |
|
|
16,5 |
16,5 |
33 |
|
Приемы работ по развитию техники чтения
1 класс
-Фонетическая зарядка
-Дыхательная гимнастика
-Речевая зарядка
-Артикуляционная гимнастика
- Фотографирование
- Таблицы Шульте
- Методика Зайцева - Федоренко: жужжащее чтение, многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомый текст.
- Щадящее чтение
- Чтение перед сном
- Ведение читательского дневника родителями.
- Развитие четкой артикуляции
- Правильное дыхание
- Чистое произношение
- Фонематический слух
- Увеличение зрительного поля
- Развитие вертикального чтения
-Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чтения.
- Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
2 класс
-Дыхательная гимнастика
-Речевая зарядка
-Зрительный диктант
-Динамическое чтение
-Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
- Развитие оперативной памяти
- Развитие вертикального чтения
3 класс
-Упражнение «Спринт-чтение»
-Таблицы Шульте-Швайко
-Все упражнения по методике Зайцева
-Ритмическое чтение
-Ведение читательских дневников (контроль родителей)
- Развитие осмысленности текста
- Развитие техники чтения, повышение темпа чтения
- Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности.
4 класс
-Приемы, используемые в 1 – 3 классах
-Игра «Волшебная гора»
-Чтение как диктор
-Самостоятельное ведение дневника
-Поиск слова, предложения по заданному началу учителя
-Развитие техники чтения
-Развитие интереса к проверке чтения
- Ориентирование в тексте
Упражнения для развития смысловой стороны чтения:
- Выбор вопросов, подходящих к тексту.
- Формулирование вопросов.
- Ответы на заданные вопросы.
- Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.
- Рисование диафильмов.
- Пантомима.
- Драматизация.
- Выделение главного.
- Объяснение названия.
- Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.
- Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.
- Придумывание названия.
Форма оценивания – зачетная.
Формы контроля – творческие отчеты учащихся, проверочные работы.
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции
При проведении каждого занятия интегрируются задания на формирование навыка чтения и навыка письма. Примерная структура занятия включает в себя следующие элементы:
1. Артикуляционная, дыхательная гимнастика.
2. Фонетическая, речевая зарядка.
3. Работа по таблицам Шульте, развитие вертикального чтения, зрительный диктант, корректурная проба.
4. Работа с текстом, включающая различные виды чтения, упражнения на развитие осмысленности чтения.
5. Работа над каллиграфией, орфографией.
6. Ведение читательского дневника.
Произведения, которые используются в программе соответствуют тематике внеклассного чтения в начальной школе.
Содержание занятий в 1 классе (33 часа).
- Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
- Устная и письменная речь.
- Особенности устной речи.
- Слово. Лексическое значение слова.
- Слова-«родственники» и слова-«друзья».
- Слова, противоположные по смыслу.
- Однозначные и многозначные слова.
- Толковый словарь.
- Предложение.
- Простое предложение с точкой, вопросительным знаком и восклицательным знаком.
- Членение текста на предложения.
- Редактирование простого предложения.
- Редактирование простого предложения.
- Составление предложений по вопросу учителя.
- Составление предложений на тему.
- Составление предложений по картинке.
- Понятие о тексте. Тема текста.
- Отличие текста от отдельных предложений.
- Вычленение опорных слов в тексте.
- Озаглавливание.
- Основная мысль текста.
- Выделение частей текста. Составление плана.
- Составление плана текста.
- Типы текстов.
- Коллективное составление текстов по заданной теме.
- Коллективное составление текста по сюжетным картинкам.
- Коллективное составление текста по плану.
- Коллективное составление текста по опорным словам.
- Восстановление деформированного текста.
- Культура общения.
- Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.
- Слова – выражения приветствия, прощания.
- Речевая практика.
Содержание занятий во 2 классе (34 часа).
- Речь. Устная и письменная речь.
- Выразительность речи.
- Тембр и темп чтения. Пауза.
- Коллективная разметка текста для выразительного чтения.
- Слово. Слово имеет значение.
- Синонимы и омонимы.
- Многозначные слова.
- Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
- Вежливые слова.
- Знакомство со словарями6 толковые и орфографические словари.
- Определение лексического значения слова по словарю, по контексту.
- Переносное значение слова. Сравнение прямого и переносного значения слова.
- Конструирование образного выражения (сравнение, олицетворение) по образцу.
- Конструирование образного выражения (сравнение, олицетворение) из данных учителем слов.
- Предложение и словосочетание.
- Виды предложений по цели высказывания и интонации.
- Связь слов в предложении и словосочетании.
- Редактирование простого предложения.
- Порядок слов в предложении.
- Распространение простого предложения.
- Текст. Типы текстов.
- Типы текстов: рассуждение, описание, повествование.
- Редактирование текста с точки зрения лексики и грамматики.
- Восстановление деформированного текста.
- План текста. Виды планов.
- Составление планов различных видов.
- Тема и основная мысль текста.
- Связь между предложениями в тексте.
- Связь между предложениями в тексте. Составление цепочки связей из опорных слов.
- Обучение сочинению по опорным словам.
- Сочинение загадок.
- Волшебные слова.
- Использование вежливых слов с учетом речевой ситуации.
- Использование вежливых слов с учетом речевой ситуации.
Содержание занятий в 3 классе (34 часа).
- Речь. Общее понятие о культуре речи.
- Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
- Выразительность речи.
- Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
- Монолог и диалог.
- Слово и его значение.
- Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
- Знакомство со словарем синонимов.
- Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет.
- Выделение в тексте выразительных средств речи.
- Крылатые слова.
- Выделение в тексте крылатых выражений, определение значения.
- Употребление крылатых выражений в заданной речевой ситуации.
- Научные слова, выделение их в тексте.
- Научные слова, объяснение их значения при помощи толкового словаря.
- Жизнь слова: откуда берутся слова.
- Основные источники пополнения словаря.
- Знакомство с элементами словообразования.
- Знакомство с происхождением некоторых топонимов.
- Устаревшие слова. Определение значения, стилистической принадлежности.
- Предложение и словосочетание.
- Текст. Тема, микротема, основная мысль текста.
- План, виды плана.
- Стили речи: разговорный и книжный.
- Определение стилистической принадлежности текстов.
- Составление текста в заданном стиле.
- Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
- Составление текста-описания.
- Составление повествовательного текста с элементами описания.
- Связь между предложениями в тексте.
- Средства связи предложений в тексте.
- Волшебные слова: слова приветствия, просьбы, прощания, благодарности, извинения.
- Использование вежливых слов в диалоге с учетом речевой ситуации.
- Использование вежливых слов в диалоге с учетом речевой ситуации.
Содержание занятий в 4 классе (34 часа).
- Речь. Общее понятие о культуре речи.
- Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
- Совершенствование, редактирование речи.
- Монолог и диалог как разновидность речи.
- Составление текста-монолога.
- Составление текста-диалога.
- Драматические импровизации.
- Выразительное чтение, интонация.
- Инсценирование диалога.
- Лексическое значение слова.
- Многозначные слова и омонимы.
- Каламбуры.
- Значение многозначного слова и омонима. Определение при помощи токового словаря.
- Прямое и переносное значение слова.
- Сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.
- Крылатые слова и выражения.
- Пословицы, поговорки, афоризмы.
- Иностранные заимствования.
- Новые слова.
- Лингвистические словари. Использование лингвистических словарей.
- Речевой этикет: формы обращения.
- Простое и сложное предложение.
- Предложение со сравнительным оборотом.
- Редактирование простого и сложного предложения.
- Текст. Тема, микротема, основная мысль текста.
- Опорные слова и ключевые предложения.
- План. Виды плана.
- Стили речи: разговорный, книжные.
- Типы текста. Соотношение типа текста и стиля речи.
- Связь между предложениями в тексте.
- Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи предложений.
- Композиция текста.
- Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
- Составление текста заданной композиционной структуры.
Перечень оборудования общего и специального назначения
Демонстрационный и раздаточный материал: «Слоговые таблицы», «Слоговые пирамиды», «Числовые пирамиды», «Таблицы Шульте», «Поисковые таблицы слов»,
« Корректурные пробы», карточки с текстами скороговорок, текстами для замеров скорости чтения.
Дидактические тренажерные средства: «Уголок», «Решетка», «Рамка», «Бегущая строка», «Вертушка»,
«Ускоритель чтения: линейка», «Ускоритель чтения: резинка»
Технические средства обучения: магнитофон, диктофон.
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы
Для учащихся:
Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс./ Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения/: М.:Издат-школа, 1998-176с.
Литература:
Методическое пособие для учителя, Москва 2006Ю РОСТкнига.
Андреев О.А. Учитесь быстро читать: М.: Просвещение,1991-160с.
Кушнир А.Н. Азбука чтения// Школьные технологии- 1996.-3 1-2-с.3-197.
Мани и Эрик де Лиу. Как научиться быстро читать: М.: Рипол -Классик, 1997.- 233 с.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: СПб, фирма «Стройлеспечать», 1995-64с.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: АОРКТИ,1999-