Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Школа развития речи

(программа внеурочной деятельности)

Ревва Елена Валерьевна

Пояснительная записка.

            Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

            Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

            Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

            Задачами  курса «Школы развития речи» являются обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

            Занятия выстроены следующим образом:

{C}1)      Активизация мыслительной деятельности учащихся,  подготовка к выполнению заданий основной части.

{C}2)      Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

{C}3)      Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

 

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

            Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

                  Ожидаемый результат:

-овладение родным языком на более высоком уровне;

-развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления.

               Календарно-тематическое планирование 1класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество часов

Форма организации деятельности

Теория

Практика

Всего

1

 

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

2

 

Устная и письменная речь.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3

 

Особенности устной речи.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

4

 

Слово. Лексическое значение слова.

 

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

5

 

Слова-«родственники» и слова-«друзья».

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

6

 

Слова, противоположные по смыслу.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

7

 

Однозначные и многозначные слова.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

8

 

Толковый словарь.

0,5

0,5

1

3)         Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи)

9

 

Предложение.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

10

 

Простое предложение с точкой, вопросительным знаком и восклицательным знаком.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

11

 

Членение текста на предложения.

 

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

12

 

Редактирование простого предложения.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

13

 

Редактирование простого предложения.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

14

 

Составление предложений по вопросу учителя.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

15

 

Составление предложений на тему.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

16

 

Составление предложений по картинке.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

17

 

Понятие о тексте. Тема текста.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

18

 

Отличие текста от отдельных предложений.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

19

 

Вычленение опорных слов в тексте.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

20

 

Озаглавливание.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

21

 

Основная мысль текста.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

22

 

Выделение частей текста. Составление плана.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

23

 

Составление плана текста.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

24

 

Типы текстов.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

25

 

Коллективное составление текстов по заданной теме.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

26

 

Коллективное составление текста по сюжетным картинкам.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

27

 

Коллективное составление текста по плану.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

28

 

Коллективное составление текста по опорным словам.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

29

 

Восстановление деформированного  текста.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

30

 

Культура общения.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

31

 

Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи)

32

 

Слова – выражения приветствия, прощания.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

33

 

Речевая практика.

0,5

0,5

1

Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

итого

 

 

16,5

16,5

33

 

 

 

 

Приемы работ по развитию техники чтения

1 класс

 

-Фонетическая зарядка

-Дыхательная гимнастика

-Речевая зарядка

-Артикуляционная гимнастика

- Фотографирование

- Таблицы Шульте

- Методика Зайцева - Федоренко: жужжащее чтение,  многократное чтение,

чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомый текст.

- Щадящее чтение

- Чтение перед сном

- Ведение читательского дневника родителями.

- Развитие четкой артикуляции

- Правильное дыхание

- Чистое произношение

- Фонематический слух

- Увеличение зрительного поля

- Развитие вертикального чтения

-Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чтения.

- Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности

 

2 класс

 

-Дыхательная гимнастика

-Речевая зарядка

-Зрительный диктант

-Динамическое чтение

-Развитие интереса к чтению,  стимулирование читательской деятельности

- Развитие оперативной памяти

- Развитие вертикального чтения

 

3 класс

 

-Упражнение «Спринт-чтение»

-Таблицы Шульте-Швайко

-Все упражнения по методике Зайцева

-Ритмическое чтение

-Ведение читательских дневников (контроль родителей)

- Развитие осмысленности текста

- Развитие техники чтения, повышение темпа чтения

- Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности.

 

4 класс

 

-Приемы, используемые в 1 – 3 классах

-Игра «Волшебная гора»

-Чтение как диктор

-Самостоятельное ведение дневника

-Поиск слова, предложения по заданному началу учителя

-Развитие техники чтения

-Развитие интереса к проверке чтения

- Ориентирование в тексте

Упражнения для развития смысловой стороны чтения:

- Выбор вопросов, подходящих к тексту.

- Формулирование вопросов.

- Ответы на заданные вопросы.

- Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.

- Рисование диафильмов.

- Пантомима.

- Драматизация.

- Выделение главного.

- Объяснение названия.

- Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.

- Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.

- Придумывание названия.

 

 

Форма оценивания – зачетная.

               Формы контроля – творческие отчеты учащихся, проверочные работы.

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции

При проведении каждого занятия интегрируются задания на формирование навыка чтения и навыка письма. Примерная структура занятия включает в себя следующие элементы:

1.         Артикуляционная, дыхательная  гимнастика.

2.         Фонетическая, речевая зарядка.

3.         Работа по таблицам Шульте, развитие вертикального чтения, зрительный диктант, корректурная проба.

4.         Работа с текстом, включающая различные виды чтения, упражнения на развитие осмысленности чтения.

5.         Работа над каллиграфией, орфографией.

6.         Ведение читательского дневника.

 

Произведения, которые используются в программе соответствуют тематике  внеклассного чтения в начальной школе.

 

 

Содержание занятий в 1 классе (33 часа).

  1. Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
  2. Устная и письменная речь.
  3. Особенности устной речи.
  4. Слово. Лексическое значение слова.
  5. Слова-«родственники» и слова-«друзья».
  6. Слова, противоположные по смыслу.
  7. Однозначные и многозначные слова.
  8. Толковый словарь.
  9. Предложение.
  10. Простое предложение с точкой, вопросительным знаком и восклицательным знаком.
  11. Членение текста на предложения.
  12. Редактирование простого предложения.
  13. Редактирование простого предложения.
  14. Составление предложений по вопросу учителя.
  15. Составление предложений на тему.
  16. Составление предложений по картинке.
  17. Понятие о тексте. Тема текста.
  18. Отличие текста от отдельных предложений.
  19. Вычленение опорных слов в тексте.
  20. Озаглавливание.
  21. Основная мысль текста.
  22. Выделение частей текста. Составление плана.
  23. Составление плана текста.
  24. Типы текстов.
  25. Коллективное составление текстов по заданной теме.
  26. Коллективное составление текста по сюжетным картинкам.
  27. Коллективное составление текста по плану.
  28. Коллективное составление текста по опорным словам.
  29. Восстановление деформированного  текста.
  30. Культура общения.
  31. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.
  32. Слова – выражения приветствия, прощания.
  33. Речевая практика.

 

 

Содержание занятий во 2 классе (34 часа).

  1. Речь. Устная и письменная речь.
  2. Выразительность речи.
  3. Тембр и темп чтения. Пауза.
  4. Коллективная разметка текста для выразительного чтения.
  5. Слово. Слово имеет значение.
  6. Синонимы и омонимы.
  7. Многозначные слова.
  8. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
  9. Вежливые слова.
  10. Знакомство со словарями6 толковые и орфографические словари.
  11. Определение лексического значения слова по словарю, по контексту.
  12. Переносное значение слова. Сравнение прямого и переносного значения слова.
  13. Конструирование образного выражения (сравнение, олицетворение) по образцу.
  14. Конструирование образного выражения (сравнение, олицетворение) из данных учителем слов.
  15. Предложение и словосочетание.
  16. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
  17. Связь слов в предложении и словосочетании.
  18. Редактирование простого предложения.
  19. Порядок слов в предложении.
  20. Распространение простого предложения.
  21. Текст. Типы текстов.
  22. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование.
  23. Редактирование текста с точки зрения лексики и грамматики.
  24. Восстановление деформированного текста.
  25. План текста. Виды планов.
  26.  Составление планов различных видов.
  27. Тема и основная мысль текста.
  28. Связь между предложениями в тексте.
  29. Связь между предложениями в тексте. Составление цепочки связей из опорных слов.
  30. Обучение сочинению по опорным словам.
  31. Сочинение загадок.
  32. Волшебные слова.
  33. Использование вежливых слов с учетом речевой ситуации.
  34. Использование вежливых слов с учетом речевой ситуации.

 

 

Содержание занятий в 3 классе (34 часа).

  1. Речь. Общее понятие о культуре речи.
  2. Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
  3. Выразительность речи.
  4. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
  5. Монолог и диалог.
  6. Слово и его значение.
  7. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
  8. Знакомство со словарем синонимов.
  9. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет.
  10. Выделение в тексте выразительных средств речи.
  11. Крылатые слова.
  12. Выделение в тексте крылатых выражений, определение значения.
  13. Употребление крылатых выражений в заданной речевой ситуации.
  14. Научные слова, выделение их в тексте.
  15. Научные слова, объяснение их значения при помощи толкового словаря.
  16. Жизнь слова: откуда берутся слова.
  17. Основные источники пополнения словаря.
  18. Знакомство с элементами словообразования.
  19. Знакомство с происхождением некоторых топонимов.
  20. Устаревшие слова. Определение значения, стилистической принадлежности.
  21. Предложение и словосочетание.
  22. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста.
  23. План, виды плана.
  24.  Стили речи: разговорный и книжный.
  25. Определение стилистической принадлежности текстов.
  26. Составление текста в заданном стиле.
  27. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
  28. Составление текста-описания.
  29. Составление повествовательного текста с элементами описания.
  30. Связь между предложениями в тексте.
  31. Средства связи предложений в тексте.
  32. Волшебные слова: слова приветствия, просьбы, прощания, благодарности, извинения.
  33. Использование вежливых слов в диалоге с учетом речевой ситуации.
  34. Использование вежливых слов в диалоге с учетом речевой ситуации.

 

 

Содержание занятий в 4 классе (34 часа).

  1. Речь. Общее понятие о культуре речи.
  2. Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
  3. Совершенствование, редактирование речи.
  4. Монолог и диалог как разновидность речи.
  5. Составление текста-монолога.
  6. Составление текста-диалога.
  7. Драматические импровизации.
  8. Выразительное чтение, интонация.
  9. Инсценирование диалога.
  10. Лексическое значение слова.
  11. Многозначные слова и омонимы.
  12. Каламбуры.
  13. Значение многозначного слова и омонима. Определение при помощи токового словаря.
  14. Прямое и переносное значение слова.
  15. Сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.
  16. Крылатые слова и выражения.
  17. Пословицы, поговорки, афоризмы.
  18. Иностранные заимствования.
  19. Новые слова.
  20. Лингвистические словари. Использование лингвистических словарей.
  21. Речевой этикет: формы обращения.
  22. Простое и сложное предложение.
  23. Предложение со сравнительным оборотом.
  24. Редактирование простого и сложного предложения.
  25. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста.
  26. Опорные слова и ключевые предложения.
  27. План. Виды плана.
  28. Стили речи: разговорный, книжные.
  29. Типы текста. Соотношение типа текста и стиля речи.
  30. Связь между предложениями в тексте.
  31. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи предложений.
  32. Композиция текста.
  33. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
  34. Составление текста заданной композиционной структуры.

 

 

Перечень оборудования общего и специального назначения

 

Демонстрационный и раздаточный материал: «Слоговые таблицы»,  «Слоговые пирамиды», «Числовые пирамиды»,  «Таблицы Шульте», «Поисковые таблицы слов»,

« Корректурные пробы», карточки с текстами скороговорок, текстами для замеров скорости чтения.

Дидактические тренажерные средства: «Уголок», «Решетка»,  «Рамка», «Бегущая строка», «Вертушка»,

«Ускоритель чтения: линейка», «Ускоритель чтения: резинка»

Технические средства обучения: магнитофон, диктофон.

Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы

Для учащихся:

Кондранина Т.И.  Чтение. 1 класс./ Сборник текстов и упражнений по развитию навыков  техники чтения/: М.:Издат-школа, 1998-176с.

 

 

Литература:

            Методическое пособие для учителя, Москва 2006Ю РОСТкнига.

Андреев О.А. Учитесь быстро читать: М.: Просвещение,1991-160с.

Кушнир А.Н. Азбука чтения// Школьные технологии- 1996.-3 1-2-с.3-197.

Мани и Эрик де Лиу. Как научиться  быстро читать: М.: Рипол -Классик, 1997.- 233 с.

Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: СПб, фирма «Стройлеспечать», 1995-64с.

Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: АОРКТИ,1999-