Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Компьютер как средство обучения, воспитания и развития учащихся

Бешкарева Дарья Юрьевна
         Проблема  выявления  педагогически  обоснованных  возможностей  использования  компьютерной  техники  в  качестве эффективного  средства  обучения,  воспитания  и  развития учащихся  на  материале  разных   учебных  предметов  приобретает  все  большую  актуальность. Компьютер  может  быть   использован при  изучении  естественно-математических  и  гуманитарных  дисциплин. Компьютеры  могут  быть  использованы  на  всех  стадиях  учебного  занятия: они  оказывают  значительное  влияние  на  контрольно-оценочные  функции  урока, предают  ему  игровой  характер, способствует  активизации учебно-познавательной  деятельности  учащихся. Они  позволяют  добиться  более  высокого  уровня  наглядности  предлагаемого  материала, расширяют  возможности  включения  разнообразных  упражнений  в  процессе  обучения,  а  непрерывная  обратная  связь,  подкрепленная  стимулами  учения  оживляет  учебный  процесс, способствует  повышению  его  динамизма,  что  в  конечном  счете  ведет к достижению  едва   ли  не  главной  цели  процессуальной  стороны  обучения – формированию  положительного   отношения  учащихся  к  изучаемому  материалу, интереса  к  нему, удовлетворения  результатами  каждого  этапа  обучения. История  компьютерного   обучения  начинается  с  истории  развития  самих  компьютеров. Компьютеры,  используемые  в  обучении,  могут  обеспечить: Проблемы  компьютерного  обучения  рассматривались  еще  на  начальных  этапах  становления  и  развития  вычислительной  техники. Возникли  условия  для  реализации  компьютерного  обучения. Эти  условия  характеризуются  следующими  факторами:             У  учащихся,  проработавших   год  с  ПК,  отмечается  более  развитое, динамичное  комбинаторное  мышление, умение  планировать  и  рационально  строить  свои  действия,  правильно  отбирать  и  организовывать  данные,  точно, однозначно  ставить  цель, работать  с  большей  отдачей, что  возможно  лишь  при  высокой  эмоциональной заинтересованности. При  этом  вырабатывается  аккуратность,  точность, обязательность.
         Педагогические  задачи  концепции  можно  классифицировать  по  трем   основным направлениям:
           Обобщение  накопленного  опыта – важный  этап  эмоционального поиска  наиболее  результативных  форм  и  методов  компьютерного  обучения. Накопленный   практический  опыт  позволяет  с  должным  научным   обоснованием  подходить  к  дальнейшему  углублению  и  конкретизации  информационно - компьютерного  обучения. Один  из  наиболее  существенных  психолого – педагогических  факторов, сопутствующих  компьютеризации  обучения,  внедрению  компьютера  в  учебный  процесс  связан  с  повышенной  возможностью  индивидуализации  учебно - познавательной  деятельности учащихся. Эта  особенность  компьютерного  обучения  полезна,  поскольку  позволяет  дифференцировать  трудность  учебных заданий  с учетом индивидуальных  возможностей  учащихся,  выбрать  оптимальный   темп обучения, повысить  оперативность  и  объективность  контроля  и   оценки  результатов  обучения.
          Реализация  важнейшей  психолого-педагогической  функции  обучения - предъявлением  и    принятием,  учащимся  целей  и  задач  учебно  - познавательной  деятельности – в условиях компьютеризации  возможен острый  дефицит  учителя  и  ученика, живого  слова  учителя, который  выполняет  важнейшие  функции: воспитательную, развивающую, образовательную. Компьютер  вполне  может  взять  на  себя  выполнение  обучающих  функции, не  говоря  уже  о  функциях  тренировочного  характера, ориентированные  на   закреплении  знаний, умений, навыков.  На  этом  этапе  следует  считать  ее  с  возможным  дефицитом  человеческого  общения, окрашенного  эмоционально-личностными  отношениями  и  создающими  тот   неповторимый  психологический  микроклимат,  который  способствует  стимулированию учебно – познавательной  активизации  учащегося.
       В  процессе  обучения  необходимо  учитывать  те психолого-педагогические  закономерности,  которые  связаны  с  формированием  соответствующих  эмоций. В условиях  компьютеризации  учебного  процесса  особенно  важно  сохранить  положительное  отношение  учащихся  к  жизни,  чувства  радости  от  каждого  прожитого  дня, удовлетворяющие  результатами  своей  учебной, трудовой  и  общественной  деятельности.
      Было бы  серьезной  ошибкой  считать,  что  компьютерное  обучение  призвано  лишь, обеспечить обучение. В условиях  рационально  осуществляемой  компьютеризации обучение  приобретает новое качество, оно  становится  интеллектуально  более   богатым, творческим,  но  не  более  легким,  чем  в  условиях без машинного  обучения.