Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конструктивные элементы оценивания

Козлова Луиза Алексеевна
                Цель оценивания:    почему оценивается, для каких решений оценива­ется.
Цели ОШР могут быть :
-       для оценивания — определение шансов успеваемости ученика на одном школьном этапе (цикле), в учебном году, по одной школьной дисциплине, в одном учебно-воспитательном срезе;
-       для формативного оценивания - понимание способов (форм) обученности ученика;
-       для диагностического оценивания — понимание причин неуспеваемо­сти ученика;
-       для завершающего оценивания - проверка (контроль) приобретенных знаний учащихся.
                 Предмет оценивания: что оценивается? (ученики, группа учеников, ото­бранных по определенным критериям, профилю и т. д.; педагогические кадры; менеджеры учебного заведения, система образования и т. д.)
Цели школьного оценивания:
-       знания, способности, склонности, умения, отношения;
-       организация и проведение учебно-воспитательного процесса;
-       способ использования аппарата или учебный центр, заранее установ­ленный;
-       личностные качества и качества поведения;
-       школьный прогресс;
-       учебный процесс;
-       система и учебные единицы;
-       куррикулум;
-       дидактический персонал (самооценивание) и т. д.
Цель оценивания в ОШР формирует или знания, или способности, или навыки, или поведение учащихся, как результат обучения; или процесс полу­чения знаний.
                            Субъекты оценивания:   кто оценивает (воспитатель, учитель, родитель)?
                            Критерии оценивания:    каким должно быть то, что оценивается     (объект)?
                           Инструменты оценивания:  чем оценивается?
                           Методология оценивания:   как оценивается?
                           Лица, извлекающие выгоду:   лица и заведения, которые используют по­лученную информацию через оценивание.
 
методы:
                систематическое наблюдение действий и поведения ученика;
                ком­пьютеризированное оценивание;
                исследование случая;
                проект, портофолио;
                концептуальные карты,
                рефлексивный журнал;
                метод КЯ (кто я?);
                метод ООС (Отвечай, отбрось, спрашивай);
                метод определения ценностей ученика и т. д.;
средство:
                листок оценивания;
                школа оценивания/самооценивания (для регистрации прогресса ученика),
                реферат  (для идентификации некоторых элементов достижения учеников);
                доцимологический тест нового поколения (с комбинированными/услож­ненными заданиями, структурные или неструктурные итемы, которые визируют определенные компетентности - синтез) и т. д.;
                научные утверждения, праксиологические и социально-образова­тельные средства оценивания;
                интегрализация школьного национального оценивания в системе ми­рового школьного оценивания (через Международную Ассоциацию по Оцениванию коэффициента обучения);
 
Запрещается оценивание учащегося при зачислении в класс, чтобы исключить их отбор;
 Формы оценивания в зависимости от выбранных критериев:
 
1.             В зависимости от поставленной цели:
-        нормативное (контрольная - проверочная);
-        формативное (выполнена от сформированного содержания);
-        формирующее (выполнена от формирующего содержания).
 
2.            В зависимости от содержания оценивания:
-               внутреннее оценивание, проводимое одним и тем же лицом/заведением, которое прямо вовлечено в процесс и руководит данным процессом образования (например, учитель или преподаватель класса/группы);
-        внешнее оценивание, проводимое другим лицом/заведением, не тем лицом, которое руководило учебным процессом;
-        самооценивание, проводимое самим субъектом, собственного прогресса.
 
3.              В зависимости от цели оценивания:
-        единообразно/многообразно;
-        оценивание учебного процесса: как накопленного, так и личного процесса;
-    оценивание достижений, проводимых индивидуально, в группах или группой;
-    оценивание того, что изучалось в школе или того, что изучалось вне школы.
 
4.               В зависимости от выполненной доминантной функции:
-        подтверждение и проверка результатов;
-        классификация;
-        объявление результатов;
 -        сертифицирование уровня знаний и умений;
-        отбор;
-        школьная и профессиональная ориентация;
-        диагностика: реализуется описательный диагноз, который состоит в
локализации пробелов и ошибок в знаниях и умениях, но и «сильных
точек», и этимологический диагноз, который выявляет причины, при­
ведшие к данным недостаткам;
-                    продуктивное, посредством которого преследуется степень прогнозирова­ния, как ученик/студент сможет отвечать учебной программе в будущем.
 
5.                В зависимости от формы проведения:
-        устное/письменное/практическое;
-        прямое/косвенное;
-        участвующее, диагностическое, консенсуативное;
-        статичное/динамичное (процессуальное);
-        включительное/дифференцированное/поливалентное.
 
6.                В зависимости от способа интеграции ученика в дидактический об­разовательный процесс:
                первичное оценивание проводится в начале учебного воспитательно­го процесса для выявления уровня, на котором находится учащийся; позволяет как учителю, так и ученику составить правильное представ­ление существующей ситуации и требования, на которые нужно будет опираться.
          Необходимость первичного оценивания определяется:
а)  различным уровнем подготовки учащихся;
б)  обеспечением последовательности в усвоении содержания;
       в)   необходимостью предвидеть процесс преподавания/образования,
адекватный возможностям обучения учащегося;
                   Формативное или динамичное оценивание (текущее), которое сопро­вождает весь дидактический / воспитательный процесс, организуя си­стематические проверки среди всех учащихся по всему материалу;
позволяет понять способы обучения учащегося; исправление ошибок и трудности в обучении; проводится через непрерывное формативное и суммативное оценивание;
                   Нормативное оценивание (сумативное и конечное), проводится в кон­це длинного периода учебного времени (семестр, год, учебная сту­пень), после усвоения большого объема содержания, в целях установления уровня формирования/развития знаний, проводится извне (в соотношении с учебным классом), в специальныхинституционали­зированных и репрезентативных рамках (национальное оценивание, национальное оценивание в соответствующем образце, оценивание по решению педагогического совета/дирекции учебного заведения).
В конце ступеней образования (начального, среднего, лицейского) про­водится конечное суммативное оценивание/оценивание выпускных экзаменов с внешним характером, исключая вступительные экзамены с использованием некоторых критериев с едиными требованиями (единый экзамен).
 
7. В зависимости от ситуации оценивания:
-       оценивание, проводимое в обычных условиях, основанное на наблю­дениях за действиями учащегося;
-       специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование некоторых проб, участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важ­ность процесса данной проверки и проводимого оценивания.
 
 8. В зависимости от примененной науки в оценивании:
-       доминирующее педагогическое оценивание, визируя в сущности то, что субъекты усвоили, то, что знают и умеют делать, и какие способ­ности и качества сформировались;
-       доминирующее психологическое оценивание относительно психических функций, использованных в учебной деятельности.
-       Психологическое оце­нивание визирует склонности субъекта к учебе, т. е. то, что может делать.
 
9. В зависимости от поставленного акцента на процесс или систему:
-        оценивание процесса: относится к достижениям учащихся/студентов;
-        оценивание системы: ударение ставится на систему, в которой прово­дится учебный процесс.
 
10. В зависимости от области:
-       оценивание в психомоторной области: способностисклонностиумения;
-        оценивание в социо-аффективной области: отношения;
-        оценивание в когнитивной области : знания.
 
11.            В зависимости от способа действия результатов:
-        количественное оценивание: результаты определяются в зависимости от набранных очков;
-        качественное оценивание: результаты не могут быть определены ко­личеством набранных очков.
 
12.             В зависимости от исторического критерия:
традиционный и совре­менный.
 
 
Конечный результат ОШР дает ответ на следующие вопросы.
Кому выгодно оценивание?
-        тем, кого оценивают;
-        тем, кто проводит оценивание;
-        руководителю учебного заведения;
-        тем, кто принимает решение;
-        тем, кто реализует определенный отбор, цель и т. д.
Зачем мы оцениваем?
 
-        Для улучшения успехов тех, кого оцениваем;
-        Для улучшения механизмов оценивания;
-        Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;
-        Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования.
-        Для организации отбора;
 
-        Для изучения успехов и прогресса;
-     Для исправления результатов;
-       Для формирования навыков самооценки;                                                                 |
-       Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии;
-       Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий.
-       Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении
и оценивании;
-       Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов;
 
Конечная цель оценивания должна дать ответ на вопрос - Как дальше улучшить свою деятельность?
 
Методами оценивания являются:
традиционные: проверка, оценивание, сертификация, включая наблюдение, устный опрос (у доски, с места), проверка ответов/работ, прослушивание выска­зываний, измерение статистических методов оценивания, сертификация, оценива­ние ответов/работ, взаимное оценивание, поощрение, одобрение.
Современные: исследование методом КЯ (кто я?), метод определения ценности ученика, метод ОИС (отвечай, исключай, спроси), планирование, ис­следование случая, оценивание с помощью компьютера, учебное портофолио ученика, концептальные карты, рефлексивный журнал и т. д.
 
 Техника оценивания связана с инструментами оценивания.
Призвана включать и ориентировать полученную информацию (ответы) в соответствие с поставленными целями и бывает 2-х видов.
-        техника формального оценивания:
                         техника двойственного выбора:
                           техника пар;
                           техника множественного выбора,
                         техника упорядочения,
                         техника краткости ответов,
                         техника структурных вопросов,
                         техника типа решение задач;
                         техника эссе;
                         техника опроса мнений,
                         техника формального интервью;
 
-        техника неформального оценивания:
                         техника вопросов и ответов;
                         техника диалога;
                         диспута,
                         дебатов,
                         бесед (для достижения консенсу­са);
                         полемика,
                         техника устного изложения.
  Этапы выполнения школьного оценивания.
Процесс оценивания представляет собой последовательность следую­щих этапов:
                       понимания и планирования,
                       подготовки,
                       выполнения,
                       использова­ния/исследования,
                       размышления.
 
Констатирующее (итоговое) оценивание-  определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла.
 
Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся
Сундук регалий
Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать методику "Сундук регалий". "Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
«Сундук регалий» может включать:
• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
• характеристики, данные педагогами;
• моя уникальность;
• членские удостоверения учреждений и организаций;
• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы
• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
• личные замечания и другие оценки;
• спортивные свидетельства.
Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».
Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.
Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности учителя, создают условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формируют у них адекватную.
 
. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ     
  1. Основные направления и цели оценки. Главной целью является получение объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ НОО.
  1. Объект и содержание оценки. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в ФГОС НОО. К ним относятся:
    • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
    • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Итоговая оценка освоения ООП НОО проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения ООП НОО используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики, в т.ч. патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований (прописать)
Оцениванию подлежат предметные результаты (знания, умения, навыки) и метапредметные результаты. При этом используются следующие формы оценивания: самооценивание, оценивание деятельности и результатов деятельности своего товарища, группы одноклассников, классного коллектива, оценивание педагогом.
Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:
1) служить критериальной основой для оценки выполнения требований Стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
2) являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Поэтому в содержании планируемых результатов должны быть отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в Требованиях Стандарта:
— формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
— воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.
Содержание планируемых результатов, таким образом, должно отражать конкретизированную применительно к ступени общего образования систему целей: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. При этом выделяемый в системе планируемых результатов учебный материал в соответствии с Требованиями стандарта должен иметь опорный характер, т. е. служить основой для последующего обучения.
Иными словами, система планируемых результатов по каждому предмету (или, собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) призвана дать представление о том, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
Система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов. Такое уточнение и конкретизация проводится в ходе так называемого процесса операционализации планируемых результатов.
Структура и содержание планируемых результатов соотносятся с общей направленностью, целями и объектом оценки, а также процедурами оценки. Содержание оценки и ее критериальная база уточняются при разработке операционализированного перечня планируемых результатов.
  1. Критерии и состав инструментария оценивания. Оценивание осуществляется на основе критериального подхода, которое способствует целенаправленному развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Вырабатывание критериев – важнейшая часть процедуры оценивания, организацию которой планирует педагогический коллектив, для каждого конкретного класса – учитель. Принято различать уровни результатов образования: базовый и повышенный. Базовый уровень характеризует систему учебных действий, необходимых для последующего обучения. Повышенный уровень отражает систему знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Существуют практикуемые способы оценивания:
  1. Формы представления результатов. Существуют следующие формы:
  1. Условия и границы применения оценки:
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
         Особенностями системы оценки являются:
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
• «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт). В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Виды оценивания Стартовая диагностика Текущее оценивание Итоговое оценивание
Рубежное оценивание
Формы оценивания Тестовая работа по предметам
Диагностика УУД

 
Промежуточные проверочные работы
Контрольные работы
Срезовые работы
Диагностические работы
Практические работы
Периодические работы
Накопительная оценка +
Итоговые работы по предметам
Комплексные работы
Защита индивидуального проекта

 
Методы оценивания Тестирование
Психологические методы
Стандартизированные методы:
-письменные срезовые;
проверочные;
контрольные работы по предметам
комплексные работы на межпредметной основе;
повседневное наблюдение;
тестирование;
программированный контроль
Нестандартизированные методы:
проекты;
творческие работы;
самооценка;
портфолио;
эссе

 
Учебно – познавательные и учебно –практические задачи
Проекты
Кейс – измерители
Презентации
 
Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ — по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.
Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы — система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Специальные комплексные проверочные работы для мониторинга результатов образования по УМК «Планета знаний» готовятся к изданию.
При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений (или другой накопительной формы оценивания). Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Анализ достижений учащихся включает:
— текущую успеваемость обучающихся;
— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы — Портфеля достижений(или другой, принятой образовательным учреждением). Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку дин