Конструктивные элементы оценивания
Козлова Луиза Алексеевна
Цель оценивания: почему оценивается, для каких решений оценивается.Цели ОШР могут быть :
- для оценивания — определение шансов успеваемости ученика на одном школьном этапе (цикле), в учебном году, по одной школьной дисциплине, в одном учебно-воспитательном срезе;
- для формативного оценивания - понимание способов (форм) обученности ученика;
- для диагностического оценивания — понимание причин неуспеваемости ученика;
- для завершающего оценивания - проверка (контроль) приобретенных знаний учащихся.
Предмет оценивания: что оценивается? (ученики, группа учеников, отобранных по определенным критериям, профилю и т. д.; педагогические кадры; менеджеры учебного заведения, система образования и т. д.)
Цели школьного оценивания:
- знания, способности, склонности, умения, отношения;
- организация и проведение учебно-воспитательного процесса;
- способ использования аппарата или учебный центр, заранее установленный;
- личностные качества и качества поведения;
- школьный прогресс;
- учебный процесс;
- система и учебные единицы;
- куррикулум;
- дидактический персонал (самооценивание) и т. д.
Цель оценивания в ОШР формирует или знания, или способности, или навыки, или поведение учащихся, как результат обучения; или процесс получения знаний.
Субъекты оценивания: кто оценивает (воспитатель, учитель, родитель)?
Критерии оценивания: каким должно быть то, что оценивается (объект)?
Инструменты оценивания: чем оценивается?
Методология оценивания: как оценивается?
Лица, извлекающие выгоду: лица и заведения, которые используют полученную информацию через оценивание.
методы:
систематическое наблюдение действий и поведения ученика;
компьютеризированное оценивание;
исследование случая;
проект, портофолио;
концептуальные карты,
рефлексивный журнал;
метод КЯ (кто я?);
метод ООС (Отвечай, отбрось, спрашивай);
метод определения ценностей ученика и т. д.;
средство:
листок оценивания;
школа оценивания/самооценивания (для регистрации прогресса ученика),
реферат (для идентификации некоторых элементов достижения учеников);
доцимологический тест нового поколения (с комбинированными/усложненными заданиями, структурные или неструктурные итемы, которые визируют определенные компетентности - синтез) и т. д.;
научные утверждения, праксиологические и социально-образовательные средства оценивания;
интегрализация школьного национального оценивания в системе мирового школьного оценивания (через Международную Ассоциацию по Оцениванию коэффициента обучения);
Запрещается оценивание учащегося при зачислении в I класс, чтобы исключить их отбор;
Формы оценивания в зависимости от выбранных критериев:
1. В зависимости от поставленной цели:
- нормативное (контрольная - проверочная);
- формативное (выполнена от сформированного содержания);
- формирующее (выполнена от формирующего содержания).
2. В зависимости от содержания оценивания:
- внутреннее оценивание, проводимое одним и тем же лицом/заведением, которое прямо вовлечено в процесс и руководит данным процессом образования (например, учитель или преподаватель класса/группы);
- внешнее оценивание, проводимое другим лицом/заведением, не тем лицом, которое руководило учебным процессом;
- самооценивание, проводимое самим субъектом, собственного прогресса.
3. В зависимости от цели оценивания:
- единообразно/многообразно;
- оценивание учебного процесса: как накопленного, так и личного процесса;
- оценивание достижений, проводимых индивидуально, в группах или группой;
- оценивание того, что изучалось в школе или того, что изучалось вне школы.
4. В зависимости от выполненной доминантной функции:
- подтверждение и проверка результатов;
- классификация;
- объявление результатов;
- сертифицирование уровня знаний и умений;
- отбор;
- школьная и профессиональная ориентация;
- диагностика: реализуется описательный диагноз, который состоит в
локализации пробелов и ошибок в знаниях и умениях, но и «сильных
точек», и этимологический диагноз, который выявляет причины, при
ведшие к данным недостаткам;
- продуктивное, посредством которого преследуется степень прогнозирования, как ученик/студент сможет отвечать учебной программе в будущем.
5. В зависимости от формы проведения:
- устное/письменное/практическое;
- прямое/косвенное;
- участвующее, диагностическое, консенсуативное;
- статичное/динамичное (процессуальное);
- включительное/дифференцированное/поливалентное.
6. В зависимости от способа интеграции ученика в дидактический образовательный процесс:
первичное оценивание проводится в начале учебного воспитательного процесса для выявления уровня, на котором находится учащийся; позволяет как учителю, так и ученику составить правильное представление существующей ситуации и требования, на которые нужно будет опираться.
Необходимость первичного оценивания определяется:
а) различным уровнем подготовки учащихся;
б) обеспечением последовательности в усвоении содержания;
в) необходимостью предвидеть процесс преподавания/образования,
адекватный возможностям обучения учащегося;
Формативное или динамичное оценивание (текущее), которое сопровождает весь дидактический / воспитательный процесс, организуя систематические проверки среди всех учащихся по всему материалу;
позволяет понять способы обучения учащегося; исправление ошибок и трудности в обучении; проводится через непрерывное формативное и суммативное оценивание;
Нормативное оценивание (сумативное и конечное), проводится в конце длинного периода учебного времени (семестр, год, учебная ступень), после усвоения большого объема содержания, в целях установления уровня формирования/развития знаний, проводится извне (в соотношении с учебным классом), в специальныхинституционализированных и репрезентативных рамках (национальное оценивание, национальное оценивание в соответствующем образце, оценивание по решению педагогического совета/дирекции учебного заведения).
В конце ступеней образования (начального, среднего, лицейского) проводится конечное суммативное оценивание/оценивание выпускных экзаменов с внешним характером, исключая вступительные экзамены с использованием некоторых критериев с едиными требованиями (единый экзамен).
7. В зависимости от ситуации оценивания:
- оценивание, проводимое в обычных условиях, основанное на наблюдениях за действиями учащегося;
- специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование некоторых проб, участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важность процесса данной проверки и проводимого оценивания.
8. В зависимости от примененной науки в оценивании:
- доминирующее педагогическое оценивание, визируя в сущности то, что субъекты усвоили, то, что знают и умеют делать, и какие способности и качества сформировались;
- доминирующее психологическое оценивание относительно психических функций, использованных в учебной деятельности.
- Психологическое оценивание визирует склонности субъекта к учебе, т. е. то, что может делать.
9. В зависимости от поставленного акцента на процесс или систему:
- оценивание процесса: относится к достижениям учащихся/студентов;
- оценивание системы: ударение ставится на систему, в которой проводится учебный процесс.
10. В зависимости от области:
- оценивание в психомоторной области: способности, склонности, умения;
- оценивание в социо-аффективной области: отношения;
- оценивание в когнитивной области : знания.
11. В зависимости от способа действия результатов:
- количественное оценивание: результаты определяются в зависимости от набранных очков;
- качественное оценивание: результаты не могут быть определены количеством набранных очков.
12. В зависимости от исторического критерия:
традиционный и современный.
Конечный результат ОШР дает ответ на следующие вопросы.
Кому выгодно оценивание?
- тем, кого оценивают;
- тем, кто проводит оценивание;
- руководителю учебного заведения;
- тем, кто принимает решение;
- тем, кто реализует определенный отбор, цель и т. д.
Зачем мы оцениваем?
- Для улучшения успехов тех, кого оцениваем;
- Для улучшения механизмов оценивания;
- Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;
- Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования.
- Для организации отбора;
- Для изучения успехов и прогресса;
- Для исправления результатов;
- Для формирования навыков самооценки; |
- Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии;
- Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий.
- Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении
и оценивании;
- Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов;
Конечная цель оценивания должна дать ответ на вопрос - Как дальше улучшить свою деятельность?
Методами оценивания являются:
традиционные: проверка, оценивание, сертификация, включая наблюдение, устный опрос (у доски, с места), проверка ответов/работ, прослушивание высказываний, измерение статистических методов оценивания, сертификация, оценивание ответов/работ, взаимное оценивание, поощрение, одобрение.
Современные: исследование методом КЯ (кто я?), метод определения ценности ученика, метод ОИС (отвечай, исключай, спроси), планирование, исследование случая, оценивание с помощью компьютера, учебное портофолио ученика, концептальные карты, рефлексивный журнал и т. д.
Техника оценивания связана с инструментами оценивания.
Призвана включать и ориентировать полученную информацию (ответы) в соответствие с поставленными целями и бывает 2-х видов.
- техника формального оценивания:
техника двойственного выбора:
техника пар;
техника множественного выбора,
техника упорядочения,
техника краткости ответов,
техника структурных вопросов,
техника типа решение задач;
техника эссе;
техника опроса мнений,
техника формального интервью;
- техника неформального оценивания:
техника вопросов и ответов;
техника диалога;
диспута,
дебатов,
бесед (для достижения консенсуса);
полемика,
техника устного изложения.
Этапы выполнения школьного оценивания.
Процесс оценивания представляет собой последовательность следующих этапов:
понимания и планирования,
подготовки,
выполнения,
использования/исследования,
размышления.
Констатирующее (итоговое) оценивание- определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла.
Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся
Сундук регалий
Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать методику "Сундук регалий". "Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
«Сундук регалий» может включать:
• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
• характеристики, данные педагогами;
• моя уникальность;
• членские удостоверения учреждений и организаций;
• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы
• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
• личные замечания и другие оценки;
• спортивные свидетельства.
Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».
Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.
Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности учителя, создают условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формируют у них адекватную.
. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Основные направления и цели оценки. Главной целью является получение объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ НОО.
- Объект и содержание оценки. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в ФГОС НОО. К ним относятся:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения ООП НОО используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики, в т.ч. патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований (прописать)
Оцениванию подлежат предметные результаты (знания, умения, навыки) и метапредметные результаты. При этом используются следующие формы оценивания: самооценивание, оценивание деятельности и результатов деятельности своего товарища, группы одноклассников, классного коллектива, оценивание педагогом.
Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:
1) служить критериальной основой для оценки выполнения требований Стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
2) являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Поэтому в содержании планируемых результатов должны быть отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в Требованиях Стандарта:
— формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
— воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
— индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.
Содержание планируемых результатов, таким образом, должно отражать конкретизированную применительно к ступени общего образования систему целей: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. При этом выделяемый в системе планируемых результатов учебный материал в соответствии с Требованиями стандарта должен иметь опорный характер, т. е. служить основой для последующего обучения.
Иными словами, система планируемых результатов по каждому предмету (или, собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) призвана дать представление о том, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
Система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов. Такое уточнение и конкретизация проводится в ходе так называемого процесса операционализации планируемых результатов.
Структура и содержание планируемых результатов соотносятся с общей направленностью, целями и объектом оценки, а также процедурами оценки. Содержание оценки и ее критериальная база уточняются при разработке операционализированного перечня планируемых результатов.
- Критерии и состав инструментария оценивания. Оценивание осуществляется на основе критериального подхода, которое способствует целенаправленному развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Вырабатывание критериев – важнейшая часть процедуры оценивания, организацию которой планирует педагогический коллектив, для каждого конкретного класса – учитель. Принято различать уровни результатов образования: базовый и повышенный. Базовый уровень характеризует систему учебных действий, необходимых для последующего обучения. Повышенный уровень отражает систему знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Существуют практикуемые способы оценивания:
- оценочные суждения – устные высказывания учащихся или учителя, в которых звучит согласие или несогласие, принятие или неприятие выполненной учащимся работы на основе соотнесения ее с эталоном;
- оценочные шкалы («линеечки», «фонарики», «карточки», другие знаковые символы) – инструмент оценки.
- качественный анализ работы (пошаговый) на основе алгоритма. Используется без отметочной фиксации на основе набора критериев (операций), необходимых для решения той или конкретно-практической задачи. Фиксируется сам факт выполнения или невыполнения операции, соответствия или несоответствия тому или иному критерию;
- качественный анализ в баллах включает в себя предыдущий способ, добавляется соотношение с эталоном в баллах;
- портфель достижений (портфолио) – инструмент накопительной оценки. В нем ученик собирает в течение учебного года (4-х лет) самые разные материалы по разделам. Содержанием оценивания становится собирание материалов для портфолио, отбор, пересмотр и их представление в конце учебного года.
- педагогическое наблюдение – особая развернутая педагогическая оценка, включающая определение цели наблюдения, исследования мотивов учения, исследование состояния учебной деятельности, исследование участия в коллективной деятельности и др.
- Формы представления результатов. Существуют следующие формы:
- стартовая;
- промежуточные;
- итоговая.
- Условия и границы применения оценки:
- принцип развития;
- задачный принцип;
- принцип рефлексии;
- принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки;
- принцип преемственности между ступенями обучения;
- принцип открытости в процессе контроля и оценки;
- принцип накопительной оценки достижений учащихся.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
• «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт). В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Виды оценивания | Стартовая диагностика | Текущее оценивание | Итоговое оценивание Рубежное оценивание |
Формы оценивания | Тестовая работа по предметам Диагностика УУД |
Промежуточные проверочные работы Контрольные работы Срезовые работы Диагностические работы Практические работы Периодические работы |
Накопительная оценка + Итоговые работы по предметам Комплексные работы Защита индивидуального проекта |
Методы оценивания | Тестирование Психологические методы |
Стандартизированные методы: -письменные срезовые; проверочные; контрольные работы по предметам комплексные работы на межпредметной основе; повседневное наблюдение; тестирование; программированный контроль Нестандартизированные методы: проекты; творческие работы; самооценка; портфолио; эссе |
Учебно – познавательные и учебно –практические задачи Проекты Кейс – измерители Презентации |
Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ — по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.
Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы — система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Специальные комплексные проверочные работы для мониторинга результатов образования по УМК «Планета знаний» готовятся к изданию.
При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений (или другой накопительной формы оценивания). Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Анализ достижений учащихся включает:
— текущую успеваемость обучающихся;
— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы — Портфеля достижений(или другой, принятой образовательным учреждением). Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку дин