Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности на французском языке для 2-х классов
(первый год изучения языка)

Апрельские рыбки

Кукушкина Анна Анатольевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия №171
Центрального района Санкт-Петербурга

 

Занятие по внеурочной деятельности должно быть неформальным, интересным для обучающихся. Этим требованиям вполне соответствуют культорологические темы, например, традиции и особенности различных праздников в Росссии и других странах. Особый интерес у детей может вызвать тема 1 апреля – неформального праздника смеха, юмора и шуток. Мероприятие проводится накануне  или непосредственно 1 апреля.

Цели занятия:

- Практическая цель: развитие коммуникативной компетенции – обучение речевой деятельности на французском языке, знакомство с культурными традициями, практическое применение знаний.

- Воспитательная цель: формирование культурологического сознания.

- Образовательная цель: расширение кругозора, овладение универсальными учебыми действиями (изложение и аргументация своего ответа, способность слушать и слышать своего собеседника при работе группы, способность оценивать свои и чужие поступки).

- Развивающая цель: развитие основных психофизических функций (память, внимание, мышление), развитие эмоциально-волевой сферы.

Задачи урока:

- Познакомить с традициями празднования 1 апреля в разных странах, и в особенности, во Франции.

- Развить лексический запас по темам: праздники, животные, цвета.

- Фамильяризовать с традицями празднования 1 апреля во Франции.

 

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Приветствие учителя

АМО «Привет, друг»

Ребята приветствуют друг друга и учителя друга на французском языке.

Создание благоприятной атмосферы.

 -Фоновая музыка, веселая заставка на экране.

Вхождение в тему (целеполагание)

 -Вводное слово учителя о праздниках и о праздновании 1 апреля в разных странах в частности.

АМО «Вспомни шутку» (Кидаем мячик)

Ученики вспоминают по одной первоапрельской шутке.

Формирование ожиданий обучающихся

Формирование учащимися под контролем и при поддержке учителя вопросов по теме занятия:

- Как возник праздник?

- В каких странах и как отмечается?

- Какие особенности праздника во Франции?

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивная лекция :

Лекция и презентация на тему «Праздник 1 апреля в разных странах: традиции и особенности. Апрельские рыбки.»

Конспект интерактивной лекции на тему «Праздник 1 апреля в разных странах:

традиции и особенности. Апрельские рыбки.»

1 апреля - День смеха (День дурака). Но почему первого апреля все шутят, веселятся и устраивают друг другу смешные розыгрыши? Ведь этот обычай существует не только у нас, а во многих странах. И это притом, что «День смеха», или «День дурака», как называют в народе этот праздник, не внесен ни в один календарь знаменательных событий. Так откуда же взялась традиция отмечать первое апреля? Мнений существует много.

История возникновения праздника 1 апреля.

Существует несколько теорий или легенд по поводу возникновения этого праздника.

Предполагают, что этот праздник имеет общие корни с античными днями весны, когда население древних городов и сельских мест собиралось в лесах и рощах и устраивало поистине замечательные оргии с песнями, танцами, жертвоприношениями богам. Древние греки считали, что человек должен обязательно смеяться. Они утверждали, что смех очищает, и даже называли такое состояние «катарсис» — очищением смехом.

В Средние века в Европе Новый год праздновали в конце марта. С 25 марта по 1 апреля люди ходили в гости, дарили подарки, веселились как могли. Но в 1562 году Папа Римский Григорий XIII ввел новый календарь — григорианский, и Новый год был перенесен на 1 января. Однако многим было жалко расставаться и со «Старым Новым годом», вот они и продолжали праздновать его 1 апреля, за что их и прозвали «первоапрельскими дураками».

Традиция зародилась в Восточной Индии, жители которой и по сей день отмечают «День шуток», но не 1 апреля, а 31 марта.

«День шутников» возник по воле неаполитанского короля Монтерея, которому в один из праздников приготовили блюдо из рыбы. Ему понравилось угощение, и он попросил приготовить его снова. Такой рыбы не нашлось, и повар «подсунул» королю нечто похожее. Однако короля обмануть оказалось невозможно — розыгрыш не удался, а король не рассердился, а рассмеялся. Если все это произошло как раз 1 апреля, понятно, почему зародилась традиция в этот день шутить и устраивать веселые розыгрыши.

Традиции и особенности празднования в различных европейских странах

С XVIII века практически во всех странах мира все с удовольствием подшучивают 1 апреля над своими друзьями.

Австралия

Австралийцы — народ жизнерадостный. И 1 апреля у них начинается со смеха птицы кукабарры-пересмешника. Проснувшись, все немедленно начинают разыгрывать друг друга и дарить необычные смешные подарки. Только нужно успеть все это проделать до обеда, иначе самого шутника сочтут не очень умным.

Англия

В Англии принято разыгрывать друг друга только до 12 часов дня. Стандартные первоапрельские шутки — сказать: «У тебя шнурок развязался», перевести часы или еще что-нибудь в этом роде. В Англии принято на 1 апреля посылать друг другу смешные открытки или сувениры.

Болгария

В Болгарии День смеха в особом почете. Жители этой страны очень любят шутки и розыгрыши. Особенно радуются празднику дети

Есть в Болгарии такой город Габрово. Жители этого города славятся своим непревзойденным чувством юмора. Там постоянно проходят выставки карикатур и устраиваются юморины. Габровцы слывут ужасными скрягами, причем сами же над собой из-за этого и подтрунивают.

Италия

Здесь праздник называется «Первоапрельская улыбка». Итальянцы подшучивают над друзьями и знакомыми безобидными розыгрышами.

Так если 1 апреля идет дождь, то в зонтик вам кто-нибудь может бросить конфетти. Раскроете зонтик — будет настоящий фейерверк! А еще кто-нибудь из членов семьи запросто может перевести все часы в доме на час назад. Вместо сахара в сахарнице почему-то появляется соль, а в солонке, откуда ни возьмись, — сахар!

Румыния

Румыны этот день очень любят и находят повод над кем-нибудь подшутить. Румынию вообще часто называют страной смеха и юмора, настолько остроумны ее жители. У них всегда наготове анекдот, шутка или забавный рассказ.

Главными героями анекдотов в Румынии являются Пэкалэ и Тындалэ, высмеивающие чаще всего самих себя. Пэкалэ — маленький, хитроватый, но добрый и честный. Тындалэ — высокий, простоватый и плутоватый. Шутки у румын очень добрые и совсем не обидные.

США

В Америке 1 апреля шутят очень безобидно. Примерно так: «Ой, у тебя шнурок развязался!» или «В чем это ты испачкался?» Школьники неустанно разыгрывают друг друга, а того, кто «попадается», называют апрельским дураком.

Финляндия

Издавна во время больших праздников родители давали детям шуточные поручения — отправляли в соседский двор за чем-нибудь несуществующим, например, за стеклянными ножницами.

Шотландия

В Шотландии День дурака отмечается не один день, а целых два! Первый день называют Днем кукушки, а тех, кого удалось обмануть, — «разинями». Второй день празднования называют Днем хвоста. Шотландцы с удовольствием подкладывают друг другу специальные резиновые мешки, которые при надавливании издают не совсем приличные звуки.

1 апреля в России.

В России День Смеха, как и многие другие: начинания, пришедшие с Запада, начал отсчет времени с эпохи Петра I. Его завезли в Россию придворные-иностранцы. Сначала праздник смеха отмечали только в знатных домах, но затем он постепенно распространился и на весь русский народ. Первый массовый первоапрельский розыгрыш состоялся в Москве в 1703 году. Глашатаи ходили по улицам и приглашали всех прийти на «неслыханное представление». От зрителей отбоя не было. А когда в назначенный час распахнулся занавес, все увидели на подмостках полотнище с надписью: «Первый апрель — никому не верь!» На этом «неслыханное представление» закончилось.

Самые необычные и известные розыгрыши

В розыгрышах принимают участие даже газеты, радио и телевидение. Согласитесь, околпачить друга или коллегу — не слишком сложно, а вот разыграть всю страну — дело нешуточное!

Один из самых грандиозных розыгрышей был устроен для жителей Туманного Альбиона в далеком 1860 году: несколько сотен столичных джентльменов и леди получили пригласительные на 1 апреля в Тауэр на участие в "ежегодной торжественной церемонии умывания белых львов (или тигров)".

Классическим Розыгрышем Века многие называют запущенное в эфир 1 апреля 1957 года телекомпанией Би-Би-Си сообщение о небывалом урожае макарон в Швейцарии. На фоне кадров, демонстрирующих работу крестьян, собирающих на полях вареные макароны, голос диктора поведал зрителям о главном достижении в этой области сельского хозяйства - одинаковой длине всех макарон, что является следствием экспериментов многих поколений селекционеров. Редакция получила немало писем-откликов: кто-то удивлялся, что макароны растут вертикально, а не горизонтально, кто-то просил выслать рассаду и лишь немногие высказывали легкую растерянность - ведь до сих пор они были уверены, что макароны изготавливаются из муки.

Так, в 1986 г. на страницах популярной газеты «Паризьен» появилась, казалось бы, вполне серьезная статья о том, что парижский муниципалитет решил разобрать Эйфелеву башню и перевезти ее за несколько километров от Парижа, в долину реки Марны, где будет построен французский «Диснейленд». Понятно, что среди населения началось настоящее волнение. Телефон в редакции не замолкал — все возмущались таким решением. Так продолжалось сутки, пока газета не написала, что статья была просто первоапрельской шуткой.

1 апреля увидел свет номер "Комсомолки" с заметкой о мамонтенке, якобы обнаруженном в замороженном состоянии где-то на Чукотке, ожившем в тепле и поселившемся в московском зоопарке. Некая учительница, специально прилетевшая из Сибири с группой школьников на экскурсию, даже устроила администрации зоопарка жуткий скандал.

 «Апрельские рыбки» во Франции.

«Первоапрельская рыбка» — именно так во Франции называют этот международный праздник. Французские  шутки обычно безобидны. 1 апреля на спине какого-нибудь француза можно увидеть симпатичную бумажную рыбку, старательно нарисованную и раскрашенную. Их называют «апрельской рыбкой». Все стараются быть бдительными, «не остаться в рыбах», то есть в дураках.

А еще французы шутят так: подсыпают друзьям в сахарницу соль, в сладкий пирог кладут перец. Они также любят давать друг другу бессмысленные поручения, например, найти и принести сладкий уксус.

Разминка по принципу игры «Море волнуется раз».

Проработка содержания темы:

АМО: «Создай свою рыбку»

Все ученики рисуют свою первоапрельскую рыбку, они могут фантазировать, делать рыбок причудливых форм и расцветок.

АМО «Моя рыбка – особенная» (Кидаем мячик)

Каждый участник знакомит присутствуют со своей рыбкой (на французском языке, по предложенной схеме). Учитель и другие ученики помогают вопросами.

Фаза 3 «Завершение образовательного процесса»

Подведение итогов

АМО «Выставка работ»

Нарисованные рыбки учащиеся собирают в импровизированную выставку, оценивают общее впечатление, фотографируют. Делятся наиболее запомнившимися шутками.

Домашнее задание:

Прикрепить к нарисованным рыбкам скотч и попытаться приклеить их на спину близким, таким образом разыграв родственников так, как это делают во Франции на 1 апреля.

 

Данное занятие было успешно проведено для учащихся 2 классов. Школьникам понравилось занятие, они активно участововали, с удовольствием оценивали выставку работ, дома применили знания об «апрельских рыбках». На следующем занятии ребята делились друг с другом и учителем впечатлениями.

Учитель является модератором данного мероприятия. Удобно, если ученики сидят за одним большим столом, видят друг друга, могут передавать мячик. Важно отслеживать, чтобы все ученики принимали активное участие, каждый успел создать творческую работу и ее презентовать присутствующим.

Занятие рассчитано на учеников 2 класса (первый год обучения иностранному языку), поэтому основное сообщение по теме учитель делает на русском языке. Приветствие, общение и участие в заданиях происходит на французском языке в рамках изученной ранее лексики.

 

Литература:

Касаткина Н.М. Французский язык. 2 класс. Москва, Просвещение, 2009.

Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения.// Международный Институт Развития "ЭкоПро", проект "Мой университет" www.moi-universitet.ru/amo