Программа по внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуальному
для учащихся 2-х и 3-х классов на 2015-2016 учебный год
Let's talk in English
Белова Елена Владимировна,
учитель английского языка,
ГБОУ лицей №64 Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Настоящая программа является дополнительной образовательной программой для внеурочной деятельности по английскому языку и составлена на основе обязательной рабочей программы по УМК «Spotlight» авторов: Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. 2014г,с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа предназначена для развития компетенций всех видов речевой деятельности, у учащихся 2-3 классов в ГБОУ лицея №64 (говорение, чтение, аудирование, письмо) в развитии изучения и закрепления основ грамматики английского языка на начальной стадии. Актуальность разработки и создания данной программы позволяет применить усвоенные языковые компетенции учащимися в разных формах проведения занятий, развивая свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа рассчитана на младших школьников (второй и третий год обучения английскому языку), которые только начинают овладевать азами языка и знакомятся с основными временами английского языка – Present Simple, Present Continuous, Past Simpleи Future Simple. Упражнения - от элементарных до более сложных - помогут им запомнить артикли, правила образования множественного числа и притяжательного падежа существительных, глаголы в четырех временах, формы неправильных глаголов, предлоги, степени сравнения прилагательных, числительные и многое другое.
Актуальность, цели и задачи.
Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Таким образом, данная программа была востребована родителями обучающихся, испытывающих трудности в усвоении предмета «Английский язык». Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны. Актуальность разработки и создания данной программы позволяет применить усвоенные языковые компетенции учащимися в разных формах проведения занятий, развивая свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Основная цель программы состоит в системном развитии у учащихся грамматических навыков, языковой и речевой компетенции в письменной речи, чтении, аудировании и говорении по темам, которые наиболее приближены к реальным жизненным ситуациям и представлены в основной программе начального общего образования.
Для достижения данной цели программа ставит следующие задачи:
Предметные задачи:
1. Развивать фонематический слух и научить воспринимать краткий текст на слух. Данная задача реализуется с учетом введения аудирования как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предоставляются правила чтения всех букв английского алфавита и небольшие тексты, с целью закрепления изученного фонетического материала и его закрепления. К концу обучения учащиеся должны понимать небольшие тексты или их фрагменты на слух. Развить у изучающих английский язык навыки чтения сокращенных, доступных учащимся текстов.
2. Обучить школьников различным видам и формам письменных высказываний и развивать у них навыки элементарного письма.
3. Расширить активный и пассивный словарный запас. В рамках решения данной задачи предусмотрена работа обучающихся над письменными и устными упражнениями, основанными на предложенных в программе темах и сюжетах повседневной жизни.
Метапредметные задачи:
1. Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных жизненных ситуациях.
2. Развить навыки письменной коммуникации в условиях международного информационного пространства.
3. Научить учащихся извлекать информацию из текста для слушания/чтения на иностранном языке.
4. Сформировать у учащихся навыки универсальных учебных действий:
- развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
- актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
- развить у учащихся навык самооценки выполненной работы для формирования дальнейшего стимула к изучению иностранного языка.
- развить у учащихся критическое мышление с помощью различных типов заданий.
Личностные задачи:
1. Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
2. Сформировать позицию гражданина мира, понимающего и принимающего особенности социального общежития.
3. Интегрировать личность в национальную и мировую культуру.
4. Воспитать толерантность к отличительным особенностям жизни в англоговорящих странах, их культуре и традициям и умение к ним адаптироваться.
5. Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
6. Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
1.1. Ожидаемые результаты.
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
· Правила чтения гласных и согласных звуков английского языка. Находить в тексте необходимое слово по его звуковому содержанию. Читать с помощью транскрипции.
· Диалоги на английском языке, называть цвета, числительные.
уметь:
· вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
· читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
· научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
· выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
· самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
· сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· участвовать в этикетном диалоге.
1.2. Формы и режим занятий.
Данная программа адресована обучающимся 2-х классов и обучающимся 3-х классов для детей, испытывающих трудности при усвоении предметного материала по английскому языку. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Всего за год – 34 часа.
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии.
В течение всего курса обучения будут использоваться следующие виды деятельности учащихся:
· Речевые и фонетические разминки;
· игровая деятельность;
· чтение, литературно-художественная деятельность;
· прослушивание песен и стихов;
· разучивание стихов;
· разучивание и исполнение песен;
· диалоги;
· просмотр английских мультфильмов.
1.3. Результативность
· Составление этикетных диалогов по темам.
· Игра «strangesounds», «Украшаем пиццу», «Накрой на стол», «Покупки в детском магазине»,
· Проект «Генеалогическое древо», «Мороженое мечты», «Нарисуй свою любимую игрушку»
· Викторина«What colour is the World?»
· Кроссворды по темам уроков.
· Круглый стол. Подведение итогов.
2. Учебно-тематический план программы.
Вводный раздел. Английский язык в современном мире. (3 ч)
№ п/п |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
1/1 |
Кто изучает английский? |
0,5 |
0,5
|
2/2 |
Великобритания на карте. Флаг Великобритании. |
0,5 |
0,5
|
3/3 |
Школы в Великобритании |
0,5
|
0,5
|
2. Веселая азбука. Алфавит. Транскрипция. (8 ч)
№ п/п
|
Тема занятия |
Теория |
Практика |
4/1 |
Веселые буквы. Английский алфавит. Прослушивание песни. |
|
1 |
5/2 |
Счет от 1 до 12. |
|
|
5/ |
В стране веселых гласных! Гласные звуки «а», «o», «i», правила чтения. |
|
1
|
6/3 |
В стране веселых гласных! Гласные звуки «u», «y», «e», правила чтения. |
|
1 |
8/5 |
Дифтонги. |
|
1 |
9/6 |
Игра «Тайны шифра». Согласные буквы и их звуки. |
0,5 |
0,5 |
10/7 |
Буквосочетания. |
0,5
|
0,5 |
11/8 |
Транскрипция. |
|
1
|
3. Веселые звуки. (4 ч)
№ п/п
|
Тема занятия |
Теория |
Практика |
12/1 |
Чтение этикетных диалогов. Закрепление пройденного. |
|
1 |
13/2 |
Игра «strangesounds». |
0,5 |
0,5 |
14/3 |
Английские народные стихотворения. |
0,5 |
0,5 |
15/4 |
Пословицы и поговорки. Разучивание фонетической разминки. |
0,5 |
0,5 |
4. Родственники. (3 ч)
№ п/п
|
Тема занятия |
Теория |
Практика |
16/1 |
Как дела? |
|
1 |
17/2 |
Название родственников. |
0,5 |
0,5 |
18/3 |
Проект «Генеалогическое древо». |
0,5 |
0,5 |
5. Давай поиграем! (4 ч)
№ п/п
|
Тема занятия |
Теория |
Практика |
17/1 |
Любимые игрушки английских детей. |
0,5 |
0,5 |
18/2 |
Моя любимая игрушка. |
0,5 |
0,5 |
19/3 |
Урок- игра «Покупки в детском магазине». |
|
1 |
20/4 |
Проект «Нарисуй свою любимую игрушку» и опиши ее. |
0,5
|
0,5
|
6. Животные. (3 ч)
№ п/п
|
Тема занятия |
Теория |
Практика |
25/1 |
Название животных. |
|
1 |
26/2 |
Поход в зоопарк. |
0,5 |
0,5 |
27/3 |
Составь кроссворд. |
0,5 |
0,5 |
7. Еда. (7 ч)
№ п/п
|
Тема занятия |
Теория |
Практика |
29/1 |
Что едят англичане? |
|
1 |
31/3 |
Фрукты и овощи. |
|
1 |
32/4 |
Давай приготовить любимый салат. |
|
1
|
33/5 |
Проект «Мороженое мечты». |
|
1
|
34/6 |
Овощи. Игра «Украшаем пиццу». |
|
1
|
35/7 |
Посуда. Название предметов посуды. |
0,5 |
0,5 |
36/8 |
Игра «Накрой стол». |
0,5 |
0,5 |
8. Летние каникулы. (2 ч)
№ п/п
|
Тема занятия |
Теория |
Практика |
29/1 |
Собираем чемодан. Одежда. |
|
1 |
30/2 |
Путешествие моей мечты. |
0,5 |
0,5 |
|
Итого |
34 часа |
3. Содержание программы.
Раздел
|
Кол-во часов |
Содержание занятий |
Виды речевой деятельности |
Вводный раздел. Английский язык в современном мире. |
2 |
Лексика этикетного диалога. Приветствие, прощание с использованием типичных фраз английского речевого этикетас целью определения на слух отдельных лексических единиц. Краткое монологическое высказывание с опорой на наглядность. Просмотр мультфильма «Gogo» с целью повторения лексики приветствия-прощания.Школы в Великобритании, разновидность, традиции. Сравнение английских школ и российских. Рисуем флаг Великобритании. |
Аудирование - с целью определения на слух отдельных лексических единиц - с целью дальнейшего действия (послушай и соедини) Говорение - краткое монологическое высказывание с опорой на наглядность.
|
2. Алфавит. Транскрипция. |
8 |
Повторение изученного. Прослушивание песни про алфавит. Учим счет от 1 до 12. Изучаем правила чтения гласных и согласных звуков. Презентация «Английские звуки». Продолжаем просмотр мультфильма «Gogo» с целью наглядного усвоения материала по теме «Знакомство». Изучаем транскрипцию в английском языке. Задание: прочти слово по транскрипции. Буквосочетания и их написание и произношение.
|
Аудирование - с целью определения на слух отдельных лексических единиц (послушай и впиши, послушай) - Для общего понимания текста и сопоставления, услышанного с иллюстрацией (послушай и найди подходящую картинку).
Чтение ознакомительное и поисковое.
Письмо-отработка навыков правописания. |
3.Веселые звуки. |
4 |
Работа в парах и группах. Составление этикетного диалога с опорой на наглядность. Продолжаем просмотр мультфильма «Gogo» с целью наглядного усвоения материала по теме «Знакомство». Английские народные стихотворения. Учим наизусть понравившееся стихотворение. Самые известные пословицы и поговорки в Англии. |
Аудирование - с целью определения на слух отдельных лексических единиц (послушай и впиши)
Говорение - краткое монологическое высказывание с опорой на наглядность - диалогическое высказывание (ответы на вопросы учителя) Чтение ознакомительное и поисковое. |
4.Родственники.
|
3 |
Изучение названий родственников. Выражение отношения к близким и друзьям, вопрос «Как дела?». Составление своего генеалогического древа и описание его. |
Аудирование: определение на слух отдельных лексических единиц, задание «послушай и вставь недостающее». Говорение: краткие высказывания в диалогической форме (ответы на вопросы учителя и одноклассников)
|
5.Давай поиграем. |
4 |
Название игрушек. Описание своей любимой игрушки. Идем в магазин за игрушкой! Введение новой лексики по теме «покупки», ведение диалога в магазине. Проект «Нарисуй свою любимую игрушку и опиши ее».
|
Аудирование: определение на слух отдельных лексических единиц, задание «послушай и вставь недостающее». Чтение - поисковое чтение с выделением определенной информации Письмо - отработка навыков правописания (составь слово из перепутанных букв) - заполнение пропусков в тексте. |
6.Животные. |
3 |
Название животных. Зоопарки в России и Англии. Звуки, которые издают животные. Дикие и домашние животные. Составляют кроссворд по теме.
|
Аудирование: - послушай и впиши/ - послушай и найди подходящую картинку. Говорение: - краткое описание по картинке (2-3 предл.) |
7. Еда. |
7 |
Название блюд, фруктов и овощей. Национальная еда англичан и русских-сравнение, обсуждение. Готовим любимый салат и мороженое мечты. Проект «украшаем пиццу». Приглашаем гостей и накрываем на стол. |
Аудирование: - послушай и впиши. Говорение: - краткое описание по картинке (2-3 предл.), краткие высказывания в диалогической форме. |
9.Летние каникулы. |
2 |
Название предметов одежды. Что я возьму с собой на море? И куда поеду? Составляют рассказ о путешествии своей мечты. |
Аудирование: определение на слух отдельных лексических единиц, задание «послушай и вставь недостающее». Чтение - поисковое чтение с выделением определенной информации Письмо - отработка навыков правописания (составь слово из перепутанных букв) - заполнение пропусков в тексте. |
4. Методическое обеспечение программы.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
Примечание |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|||
Электронные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
|
|
||
Технические средства обучения (ТСО) |
|||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Экспозиционный экран Персональный компьютер Мультимедийный проектор |
1 1 1 1
|
Размер экрана не менее 150 х 150 см.
|
|
Оборудование класса |
|||
Ученические столы 1-местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
К
1
4 2
|
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
|
· игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
· музыкальный центр (магнитофон);
Используемая литература.
1. Андрушкевич Ю.П. Календарь путешествий: Лучшие места на каждый месяц.-М.:Эксмо, 2010.-272 с.
2. Голицинский Ю.Б. Страноведение. Великобритания. – СПб.: КАРО, 2008. – 480с.
3. Голицинский Ю.Б. Страноведение. США. – СПб.: КАРО, 2006. – 448с.
4. Ощепкова, В.В. США. География, история… - М.: ЛИСТ, 1999. – 190с.
5. Рыбкина, Е.А. Новая Зеландия. - СПб.: КАРО, 2001. – 192с.
6. Сааринен Л., Рыбкина Е. Канада. Пособие по страноведению. - СПб.: КАРО, 2000. – 238с.
7. In the English-Speaking world. Editors: Carol Goodwright, Janet Olearski.
8. Chancerel International Publishers 1998.
9. Журнал «Начальная школа».