Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования иноязычных диалогических умений у младших школьников

(по материалам констатирующего эксперимента)

Афанасьева Ксения Валерьевна,
учитель английского языка
ГБОУ Гимназии № 159 Санкт-Петербурга

 

Введение

В настоящее время, когда глобализация и межкультурная интеграция играют важнейшую роль, как в жизни государств, так и в жизни каждого человека, особо актуальна проблема обеспечения средств межкультурной коммуникации, т.е. владения иностранным языком. Важно заложить основы межкультурного взаимодействия еще в школьном возрасте, для того чтобы будущее поколение смогло свободно участвовать в жизни общества.

Согласно государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование умения общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.

Актуальность исследования обуславливается тем, что в современном мире английский язык стал фактически языком международного общения, основным средством диалога культур. Стоит отметить так же и развитие электронных средств коммуникации. Сеть Интернет на сегодняшний день является самым простым, быстрым и доступным средством общения, соответственно – основой свободного межкультурного взаимодействия. Английский язык является стандартом общения в Сети Интернет и владение им необходимо любому современному человеку. В этой связи проблема овладения как монологической, так и диалогической речью на английском языке особо актуальна.

Задачи и методика констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГОУ СОШ № 347 Невского района и Гимназии  №  284 Кировского района города Санкт-Петербурга в ноябре и марте 2011 г. соответственно. В эксперименте участвовало 42 учащихся четвертого  и третьего класса. Констатирующий эксперимент был разработан в соответствии с гипотезой и задачами исследования, целью которого является анализ особенностей педагогического процесса обучения учащихся четвертого и третьего классов диалогической речи на английском языке. В ходе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

  1. Выявить содержание работы по формированию умений диалогической речи младших школьников
  2. Выявить особенности организации уроков, направленных на формирование умений диалогической речи младших школьников;
  3. Выявить уровень развития умений диалогической речи младших школьников.

При решении поставленных задач проводились три серии эксперимента.

Первая серия направлена на выявление содержания работы по формированию умений диалогической речи у младших школьников. Для этого был проведен анализ учебно-методического комплекта Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В., по которому ведется обучение в школе № 347 и гимназии № 284 на предмет наличия/отсутствия системы упражнений или отдельных упражнений с использованием видео-опор.

Анализ проводился по следующему плану:

  1. 1. Присутствуют ли в учебно-методическом комплекте упражнения на развитие умений диалогической речи
  2. 2. Методы и приемы обучения диалогической речи
  3. 3. Особенности содержания обучения
  4. 4. Используются ли в данном учебно-методическом комплекте различные виды опор, если да, то какие именно
  5. 5. Используются ли в данном учебно-методическом комплекте видео опоры

Вторая серия направлена на выявление особенностей педагогического процесса по формированию умений диалогической речи на английском языке в начальной школе. Для этого были выбраны следующие методы:

Данные методы позволяют определить предполагаемый уровень развития диалогических умений, а также особенности проведения уроков учителем. Примерный список вопросов прилагается (см. Приложение 1).

Третья серия направлена на выявление уровня сформированности диалогических умений у учащихся начальной школы в рамках освоенного лексико-грамматического материала. С учащимися была проведена серия контрольно-диагностических заданий. Задания были направлены на выявление сформированности умений:

  1. реагировать на реплику собеседника
  2. подобрать реагирующую реплику, подходящую по смыслу
  3. составить диалог на вербально заданную ситуацию

Бланки заданий прилагаются (см Приложение 2)

Ответы учеников оценивались по пятибалльной шкале по следующим пунктам:

  1. Умение вступать в беседу
  2. Умение реагировать на реплики оппонента
  3. Грамматическая, лексическая и фонетическая организация речи
  4. Эмоциональная окраска речи

Баллы ставились исходя из следующих критериев:

5 – Отлично. Ошибок не допускает

4 – Хорошо. Допускает незначительные ошибки, оговорки.

3 - Удовлетворительно. Допускает небольшое количество ошибок.

2 - Плохо. Часто допускает грубые ошибки.

1 - Не владеет материалом.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента показал, что обучение английскому языку в школе №347 и гимназии №248 ведется по учебно-методическому комплекту Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В. для школ с углубленным изучением английского языка. Анализ программы позволил выявить цели и задачи обучения диалогической речи, требования к уровню владения умениями диалогической речи учащимися начальной школы. В качестве цели обучения говорению выступает формирование у учащихся произносительных, грамматических и лексических навыков и использование их в устной речи. В начальной школе закладываются основы формирования фонематического слуха, самоконтроля, самокоррекции, обращается на умение вести беседу, что-то сообщить, описать, рассказать, используя изученный материал.

В данном комплекте имеется раздел “Let us talk”, который содержит упражнения для развития диалогической и монологической речи (например детям дается диалог для самостоятельного или совместного прочтения, который впоследствии должен быть выучен наизусть и разыгран по ролям; далее должен быть составлен собственный диалог по аналогии и также разыгран по ролям)

Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Разнообразие реагирования зависит от языковых средств, которыми располагают учащиеся, а также от индивидуальных особенностей учащихся. Показываются возможные диалогические единства. (Вопрос — ответ, вопрос — вопрос, утверждение — вопрос, утверждение — утверждение.)
В процессе обучения реагированию начинается обучение и стимулированию: от простого к развернутому.
Единицей обучения диалогу является также и краткий диалог-образец (раздел учебника «Учим наизусть»). Работа с диалогом-образцом проходит следующие этапы:
— восприятие и понимание,
— выучивание диалога наизусть,
— воспроизведение простое и с модификацией,
— использование в новых ситуациях. [Верещагина И.Н. Книга для учителя/2005]

Программа данного учебно-методического комплекса, базируясь на уже изученной лексике, подготавливает учащихся к более творческому выполнению заданий, а также, для того, чтобы  обучение диалогической форме речи носило не формальный характер, а было коммуникативно направлено, авторы советуют учителю использовать различные игры, которые предлагаются в книге для учителя. Авторами подразумевается стимулирование высказываний, исходя из личностных особенностей учеников. В данном комплекте предлагаются различного рода опоры для обучения диалогической речи: карточки, аудиозаписи. Также в данном УМК рекомендуется использование озвученных диафильмов в качестве опор, но, проведенный нами анализ позволяет сделать заключение о том, что данный вид опор для обучения диалогической речи в начальной школе не используется, в связи отсутствия данной части комплекта, отсутствия нужного оборудования и нехватки учебного времени. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что видеоматериалы в качестве опор не используются в данном учебно-методическом комплекте.

Анализ результатов второй серии констатирующего эксперимента показал, что уроки, направленные на формирование диалогических умений проводятся в основном в соответствии с поурочным планированием, представленным в учебно-методическом комплекте. В беседе принимали участие трое учителей. По результатам проведенной беседы, мы можем сделать следующие выводы:

1.  Основное внимание на уроках учителя уделяют формированию собственно речевых умений, а также умениям общаться в парах, однако практически не уделяется внимание умениям речевого этикета, умениям общаться в группах, неречевым (невербальным) умениям.

2.  Специфика проведения уроков, посвященных развитиям диалогических умений в каждом классе своя. Так в 4в классе 248 гимназии была затруднена работа в парах и группах, в следствии очень большой разницы в уровнях подготовленности учеников, поэтому данному виду работы уделялось минимум внимания. В 3а классе школы №347 уделялось большее внимание формированию лексических навыков, потому что класс перешел к новому учителю, а предыдущий учитель не уделял должное внимание формированию словарного запаса. Ученики отставали от программы и не хватало времени на проведение уроков, направленных на формирование диалогических умений.

3.  Основными упражнениями, используемыми в обучении диалогической речи были следующие:

a) Прочитайте диалог, составьте свой собственный диалог по аналогии с предложенным;

b) Составьте диалог, исходя из предложенной ситуации.

Таким образом можно сделать вывод, о том, что учителями используется достаточно ограниченный набор упражнений и отсутствуют творческие и игровые задания.

4.  Учителя отмечают высокую эффективность предложенных в учебно-методическом комплекте заданий на обучение диалогической речи и только один из опрошенных учителей считает необходимым использование дополнительных материалов.

5.  Двое из опрошенных учителей считают недостаточным количество уроков, уделяемых развитию диалогической речи и хотели бы увеличить их количество.

6.  Опрошенные учителя используют следующие виды опор при обучении диалогической речи: карточки с опорными словами, сюжетные картинки, аудиоматериалы.

7.  Видеоматериалы в качестве опор не используются из-за отсутствия специального оборудования, сложностей в  отборе материала и нехватки учебных часов.

Анализ результатов третьей серии констатирующего эксперимента показал, что диалогические умения у опрошенных учащихся развиты на среднем уровне. В опросе участвовало 26 учащихся 3 и 4 класса школы № 347 и гимназии № 248.

Лучше всего учащиеся справились с заданием, которое подразумевало реагирование на реплику-стимул собеседника, в то время как  вступить в диалог на вербально заданную ситуацию вызвало ощутимые трудности у некоторых детей. Так с первым и вторым заданием успешно справились 20 учеников, а с третьим только 11 из 26 опрошенных.

По результатам исследования владения учащимися диалогическими умениями были выявлены следующие результаты:

19% учащихся владеют диалогическими умениями на высоком уровне;

54 % учащихся владеют диалогическими умениями на среднем уровне;

27% учащихся владеют диалогическими умениями на низком уровне.

Результаты приведены в таблице:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Уровень

Характеристика

Количество учащихся

Высокий

Учащийся свободно вступает в беседу, его речь эмоционально окрашена, всегда правильно организовывает свою речь (грамматически, лексически и фонетически),  быстро и правильно реагирует на реплики оппонента.

5 человек

Средний

Учащийся не всегда свободно вступает в беседу, его речь не всегда эмоционально окрашена, неточности в плане лексики, грамматики, фонетики, не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонентов.

14 человек

Низкий

Учащийся не умеет свободно вступать в беседу, его речь эмоционально не окрашена, ошибки в плане организации речи, медленное и не всегда правильное реагирование на реплики оппонентов.

7 человек

 

 

Выводы

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал:

  1. Программа обучения предполагает использование различного вида опор при обучении диалогической речи: аудиоматериалы, карточки, сюжетные картинки, однако данная программа обучения не предусматривает использования видеоматериалов в качестве опор для обучения диалогической речи
  2. В процессе обучения уроки, направленные на развитие диалогических умений вводятся не всегда соответственно программе обучения в следствии разного уровня подготовленности учащихся и нехватки учебных часов.
  3. Оценка уровня сформированности диалогических умений показала, что 19% учащихся находятся на высоком уровне, 54% на среднем и 27% на низком уровне.

Данные выводы позволяют говорить о необходимости целенаправленной работы по развитию у учащихся диалогических умений. Поскольку упражнения, которые предоставляются учителями данных классов затрагивает собственно речевые умения и умения общаться в паре, предлагается сделать упор на упражнения, которые будут развивать умения общаться в группе, а также невербальные умения и умения речевого этикета. Также предлагается больше внимания уделять творческим и игровым заданиям для более успешного усвоения материала и повышения мотивации к обучению.

 

Список литературы

1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: учебник для 3 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г.

2. . Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: книга для учителя к учебнику для 3 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г

3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: книга для учителя к учебнику для 4 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г

4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: учебник для 4 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г

 

 

 

Приложение 1

Вопросы для беседы с учителем

  1. Проводятся ли уроки, направленные на развитие диалогических умений? Если да, то как часто?

 

  1. Каким диалогическим умениям Вы уделяете большее внимание на уроках?

 

  1. Какова специфика проведения уроков, направленных на развитие диалогических умений в Вашем классе?

 

  1. Какие упражнения для развития диалогических умений Вы используете?

 

  1. Считаете ли Вы эффективными упражнения на развитие диалогических умений, представленные в Вашем УМК? Считаете ли Вы нужным использование дополнительных материалов?

 

  1. Считаете ли Вы достаточным количество уроков, посвященных развитию диалогических умений или Вам бы хотелось увеличить/уменьшить их количество?

 

  1. Используете ли Вы какие либо опоры при обучении диалогической речи? Если да, то какие?

 

  1. Используете ли Вы видео опоры при обучении диалогу? Если нет, то почему?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Задания для выявления сформированности диалогических умений младших школьников

  1. Упражнение направлено на проверку умения реагировать на реплику-стимул собеседника.

Игра «пинг-понг». (C учеником ведется беседа в вопросно-ответной форме на заданную тему, при этом время на ответ ограничено)

 

Пример диалога:

- Hello, how are you?  - I’m fine, thanks.

- Do you like animals? – Yes, I do.

- Do you like domestic or wild animals? – I like domestic animals.

- Have you got a pet? – Yes, I have.

- What pet have you got? – I have got a cat.

- What is it’s name? – It’s name is Mursik.

 

 

  1. Упражнение направлено на проверку умения подобрать подходящую по смыслу реагирующую реплику.

 

Ученикам выдаются карточки с текстом:

 

A: Hello, Sveta! How are you?

B: _______________________

A: Do you want to go to the cinema tonight?

B:________________________

A: It’s a pity? And what about tomorrow?

B:________________________

A: Yes. That’s a good idea!

B:________________________

A: Bye, Sveta!

B:________________________

 

Ученики должны заполнить пропуски подходящими ответными репликами, затем в парах разыграть диалог.

 

  1. Упражнение направлено на проверку умения составить диалог на вербально заданную ситуацию.

Ученикам задается ситуация, на основании которой они должны вступить в диалог: you should go to the shop and buy blue shirt. Size: small / red skirt. Size: small.