Особенности формирования иноязычных диалогических умений у младших школьников
(по материалам констатирующего эксперимента)
Афанасьева Ксения Валерьевна,
учитель английского языка
ГБОУ Гимназии № 159 Санкт-Петербурга
Введение
В настоящее время, когда глобализация и межкультурная интеграция играют важнейшую роль, как в жизни государств, так и в жизни каждого человека, особо актуальна проблема обеспечения средств межкультурной коммуникации, т.е. владения иностранным языком. Важно заложить основы межкультурного взаимодействия еще в школьном возрасте, для того чтобы будущее поколение смогло свободно участвовать в жизни общества.
Согласно государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
Актуальность исследования обуславливается тем, что в современном мире английский язык стал фактически языком международного общения, основным средством диалога культур. Стоит отметить так же и развитие электронных средств коммуникации. Сеть Интернет на сегодняшний день является самым простым, быстрым и доступным средством общения, соответственно – основой свободного межкультурного взаимодействия. Английский язык является стандартом общения в Сети Интернет и владение им необходимо любому современному человеку. В этой связи проблема овладения как монологической, так и диалогической речью на английском языке особо актуальна.
Задачи и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе ГОУ СОШ № 347 Невского района и Гимназии № 284 Кировского района города Санкт-Петербурга в ноябре и марте 2011 г. соответственно. В эксперименте участвовало 42 учащихся четвертого и третьего класса. Констатирующий эксперимент был разработан в соответствии с гипотезой и задачами исследования, целью которого является анализ особенностей педагогического процесса обучения учащихся четвертого и третьего классов диалогической речи на английском языке. В ходе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
- Выявить содержание работы по формированию умений диалогической речи младших школьников
- Выявить особенности организации уроков, направленных на формирование умений диалогической речи младших школьников;
- Выявить уровень развития умений диалогической речи младших школьников.
При решении поставленных задач проводились три серии эксперимента.
Первая серия направлена на выявление содержания работы по формированию умений диалогической речи у младших школьников. Для этого был проведен анализ учебно-методического комплекта Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В., по которому ведется обучение в школе № 347 и гимназии № 284 на предмет наличия/отсутствия системы упражнений или отдельных упражнений с использованием видео-опор.
Анализ проводился по следующему плану:
- 1. Присутствуют ли в учебно-методическом комплекте упражнения на развитие умений диалогической речи
- 2. Методы и приемы обучения диалогической речи
- 3. Особенности содержания обучения
- 4. Используются ли в данном учебно-методическом комплекте различные виды опор, если да, то какие именно
- 5. Используются ли в данном учебно-методическом комплекте видео опоры
Вторая серия направлена на выявление особенностей педагогического процесса по формированию умений диалогической речи на английском языке в начальной школе. Для этого были выбраны следующие методы:
- Беседа с учителями английского языка;
- Наблюдение за ходом уроков, посвященных развитию диалогических умений;
Данные методы позволяют определить предполагаемый уровень развития диалогических умений, а также особенности проведения уроков учителем. Примерный список вопросов прилагается (см. Приложение 1).
Третья серия направлена на выявление уровня сформированности диалогических умений у учащихся начальной школы в рамках освоенного лексико-грамматического материала. С учащимися была проведена серия контрольно-диагностических заданий. Задания были направлены на выявление сформированности умений:
- реагировать на реплику собеседника
- подобрать реагирующую реплику, подходящую по смыслу
- составить диалог на вербально заданную ситуацию
Бланки заданий прилагаются (см Приложение 2)
Ответы учеников оценивались по пятибалльной шкале по следующим пунктам:
- Умение вступать в беседу
- Умение реагировать на реплики оппонента
- Грамматическая, лексическая и фонетическая организация речи
- Эмоциональная окраска речи
Баллы ставились исходя из следующих критериев:
5 – Отлично. Ошибок не допускает
4 – Хорошо. Допускает незначительные ошибки, оговорки.
3 - Удовлетворительно. Допускает небольшое количество ошибок.
2 - Плохо. Часто допускает грубые ошибки.
1 - Не владеет материалом.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента показал, что обучение английскому языку в школе №347 и гимназии №248 ведется по учебно-методическому комплекту Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В. для школ с углубленным изучением английского языка. Анализ программы позволил выявить цели и задачи обучения диалогической речи, требования к уровню владения умениями диалогической речи учащимися начальной школы. В качестве цели обучения говорению выступает формирование у учащихся произносительных, грамматических и лексических навыков и использование их в устной речи. В начальной школе закладываются основы формирования фонематического слуха, самоконтроля, самокоррекции, обращается на умение вести беседу, что-то сообщить, описать, рассказать, используя изученный материал.
В данном комплекте имеется раздел “Let us talk”, который содержит упражнения для развития диалогической и монологической речи (например детям дается диалог для самостоятельного или совместного прочтения, который впоследствии должен быть выучен наизусть и разыгран по ролям; далее должен быть составлен собственный диалог по аналогии и также разыгран по ролям)
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Разнообразие реагирования зависит от языковых средств, которыми располагают учащиеся, а также от индивидуальных особенностей учащихся. Показываются возможные диалогические единства. (Вопрос — ответ, вопрос — вопрос, утверждение — вопрос, утверждение — утверждение.)
В процессе обучения реагированию начинается обучение и стимулированию: от простого к развернутому.
Единицей обучения диалогу является также и краткий диалог-образец (раздел учебника «Учим наизусть»). Работа с диалогом-образцом проходит следующие этапы:
— восприятие и понимание,
— выучивание диалога наизусть,
— воспроизведение простое и с модификацией,
— использование в новых ситуациях. [Верещагина И.Н. Книга для учителя/2005]
Программа данного учебно-методического комплекса, базируясь на уже изученной лексике, подготавливает учащихся к более творческому выполнению заданий, а также, для того, чтобы обучение диалогической форме речи носило не формальный характер, а было коммуникативно направлено, авторы советуют учителю использовать различные игры, которые предлагаются в книге для учителя. Авторами подразумевается стимулирование высказываний, исходя из личностных особенностей учеников. В данном комплекте предлагаются различного рода опоры для обучения диалогической речи: карточки, аудиозаписи. Также в данном УМК рекомендуется использование озвученных диафильмов в качестве опор, но, проведенный нами анализ позволяет сделать заключение о том, что данный вид опор для обучения диалогической речи в начальной школе не используется, в связи отсутствия данной части комплекта, отсутствия нужного оборудования и нехватки учебного времени. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что видеоматериалы в качестве опор не используются в данном учебно-методическом комплекте.
Анализ результатов второй серии констатирующего эксперимента показал, что уроки, направленные на формирование диалогических умений проводятся в основном в соответствии с поурочным планированием, представленным в учебно-методическом комплекте. В беседе принимали участие трое учителей. По результатам проведенной беседы, мы можем сделать следующие выводы:
1. Основное внимание на уроках учителя уделяют формированию собственно речевых умений, а также умениям общаться в парах, однако практически не уделяется внимание умениям речевого этикета, умениям общаться в группах, неречевым (невербальным) умениям.
2. Специфика проведения уроков, посвященных развитиям диалогических умений в каждом классе своя. Так в 4в классе 248 гимназии была затруднена работа в парах и группах, в следствии очень большой разницы в уровнях подготовленности учеников, поэтому данному виду работы уделялось минимум внимания. В 3а классе школы №347 уделялось большее внимание формированию лексических навыков, потому что класс перешел к новому учителю, а предыдущий учитель не уделял должное внимание формированию словарного запаса. Ученики отставали от программы и не хватало времени на проведение уроков, направленных на формирование диалогических умений.
3. Основными упражнениями, используемыми в обучении диалогической речи были следующие:
a) Прочитайте диалог, составьте свой собственный диалог по аналогии с предложенным;
b) Составьте диалог, исходя из предложенной ситуации.
Таким образом можно сделать вывод, о том, что учителями используется достаточно ограниченный набор упражнений и отсутствуют творческие и игровые задания.
4. Учителя отмечают высокую эффективность предложенных в учебно-методическом комплекте заданий на обучение диалогической речи и только один из опрошенных учителей считает необходимым использование дополнительных материалов.
5. Двое из опрошенных учителей считают недостаточным количество уроков, уделяемых развитию диалогической речи и хотели бы увеличить их количество.
6. Опрошенные учителя используют следующие виды опор при обучении диалогической речи: карточки с опорными словами, сюжетные картинки, аудиоматериалы.
7. Видеоматериалы в качестве опор не используются из-за отсутствия специального оборудования, сложностей в отборе материала и нехватки учебных часов.
Анализ результатов третьей серии констатирующего эксперимента показал, что диалогические умения у опрошенных учащихся развиты на среднем уровне. В опросе участвовало 26 учащихся 3 и 4 класса школы № 347 и гимназии № 248.
Лучше всего учащиеся справились с заданием, которое подразумевало реагирование на реплику-стимул собеседника, в то время как вступить в диалог на вербально заданную ситуацию вызвало ощутимые трудности у некоторых детей. Так с первым и вторым заданием успешно справились 20 учеников, а с третьим только 11 из 26 опрошенных.
По результатам исследования владения учащимися диалогическими умениями были выявлены следующие результаты:
19% учащихся владеют диалогическими умениями на высоком уровне;
54 % учащихся владеют диалогическими умениями на среднем уровне;
27% учащихся владеют диалогическими умениями на низком уровне.
Результаты приведены в таблице:
Таблица 1
Уровень |
Характеристика |
Количество учащихся |
Высокий |
Учащийся свободно вступает в беседу, его речь эмоционально окрашена, всегда правильно организовывает свою речь (грамматически, лексически и фонетически), быстро и правильно реагирует на реплики оппонента. |
5 человек |
Средний |
Учащийся не всегда свободно вступает в беседу, его речь не всегда эмоционально окрашена, неточности в плане лексики, грамматики, фонетики, не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонентов. |
14 человек |
Низкий |
Учащийся не умеет свободно вступать в беседу, его речь эмоционально не окрашена, ошибки в плане организации речи, медленное и не всегда правильное реагирование на реплики оппонентов. |
7 человек |
Выводы
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал:
- Программа обучения предполагает использование различного вида опор при обучении диалогической речи: аудиоматериалы, карточки, сюжетные картинки, однако данная программа обучения не предусматривает использования видеоматериалов в качестве опор для обучения диалогической речи
- В процессе обучения уроки, направленные на развитие диалогических умений вводятся не всегда соответственно программе обучения в следствии разного уровня подготовленности учащихся и нехватки учебных часов.
- Оценка уровня сформированности диалогических умений показала, что 19% учащихся находятся на высоком уровне, 54% на среднем и 27% на низком уровне.
Данные выводы позволяют говорить о необходимости целенаправленной работы по развитию у учащихся диалогических умений. Поскольку упражнения, которые предоставляются учителями данных классов затрагивает собственно речевые умения и умения общаться в паре, предлагается сделать упор на упражнения, которые будут развивать умения общаться в группе, а также невербальные умения и умения речевого этикета. Также предлагается больше внимания уделять творческим и игровым заданиям для более успешного усвоения материала и повышения мотивации к обучению.
Список литературы
1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: учебник для 3 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г.
2. . Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: книга для учителя к учебнику для 3 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г
3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: книга для учителя к учебнику для 4 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г
4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.. УМК Английский язык: учебник для 4 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий – М.: Просвещение,2005 г
Приложение 1
Вопросы для беседы с учителем
- Проводятся ли уроки, направленные на развитие диалогических умений? Если да, то как часто?
- Каким диалогическим умениям Вы уделяете большее внимание на уроках?
- Какова специфика проведения уроков, направленных на развитие диалогических умений в Вашем классе?
- Какие упражнения для развития диалогических умений Вы используете?
- Считаете ли Вы эффективными упражнения на развитие диалогических умений, представленные в Вашем УМК? Считаете ли Вы нужным использование дополнительных материалов?
- Считаете ли Вы достаточным количество уроков, посвященных развитию диалогических умений или Вам бы хотелось увеличить/уменьшить их количество?
- Используете ли Вы какие либо опоры при обучении диалогической речи? Если да, то какие?
- Используете ли Вы видео опоры при обучении диалогу? Если нет, то почему?
Приложение 2
Задания для выявления сформированности диалогических умений младших школьников
- Упражнение направлено на проверку умения реагировать на реплику-стимул собеседника.
Игра «пинг-понг». (C учеником ведется беседа в вопросно-ответной форме на заданную тему, при этом время на ответ ограничено)
Пример диалога:
- Hello, how are you? - I’m fine, thanks.
- Do you like animals? – Yes, I do.
- Do you like domestic or wild animals? – I like domestic animals.
- Have you got a pet? – Yes, I have.
- What pet have you got? – I have got a cat.
- What is it’s name? – It’s name is Mursik.
- Упражнение направлено на проверку умения подобрать подходящую по смыслу реагирующую реплику.
Ученикам выдаются карточки с текстом:
A: Hello, Sveta! How are you?
B: _______________________
A: Do you want to go to the cinema tonight?
B:________________________
A: It’s a pity? And what about tomorrow?
B:________________________
A: Yes. That’s a good idea!
B:________________________
A: Bye, Sveta!
B:________________________
Ученики должны заполнить пропуски подходящими ответными репликами, затем в парах разыграть диалог.
- Упражнение направлено на проверку умения составить диалог на вербально заданную ситуацию.
Ученикам задается ситуация, на основании которой они должны вступить в диалог: you should go to the shop and buy blue shirt. Size: small / red skirt. Size: small.